В Минэкономразвития "ДП" эксклюзивно рассказали, что именно в федеральном правительстве понимают под предпринимательской ответственностью.
Более 40 стран мира наметили планы по внедрению и развитию стандартов ответственного ведения бизнеса (ОВБ), предполагающих соблюдение требований по таким направлениям, как справедливая конкуренция, борьба с коррупцией, охрана окружающей среды, и ряду других. За рубежом демонстрация ОВБ — в некоторых случаях совершенно необходимое условие для получения доступа к услугам госорганов или организаций. В 2018 году, например, Лондонская биржа цветных металлов определила, что не внедрившие стандарты ОВБ компании не допускаются до торгов.
Замдиректора департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Сергей Пискунов рассказал "ДП" о том, легко ли российским компаниям подстраиваться под международные нормы и кому это нужно.
ОВБ в ряде стран обязательно на законодательном уровне, в России же пока действует как свод добровольных правил, лучших практик и рекомендаций. Сколько российских компаний придерживаются ОВБ? В первую очередь это экспортёры, поскольку это влияет на ведение их бизнеса за рубежом?
— Эта тема становится всё актуальнее для российских компаний, при этом не только ориентированных на экспорт. Однако выгоды от внедрения стандартов ОВБ в бизнес–практику наиболее очевидны именно для них, поэтому они являются "законодателями мод" в этой сфере. Значительная часть поддержки по внедрению ОВБ со стороны Минэкономразвития России и других ведомств на данный момент тоже сосредоточена на них. Минэкономразвития России совместно со Школой экспорта Российского экспортного центра (РЭЦ) проводит исследование по практикам такого ведения бизнеса среди российских компаний и планирует опубликовать результаты в скором времени.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг социальной ответственности — 2021
Наш опыт в смежной отрасли — анализ 100 крупнейших российских экспортёров по степени внедрения целей устойчивого развития в бизнес–практику — показывает, что большинство очень успешных российских компаний, давно работающих на международных рынках, ещё не полностью внедрили международные стандарты устойчивости и ответственности. Есть основания полагать, что менее крупным компаниям предстоит большой путь до их полного внедрения в свою деятельность.
Компании отмечают, что ОВБ помогло им хеджировать налоговые, экологические, правовые, репутационные и социальные риски. По сути, международные стандарты стали руководством по управлению рисками продвинутого уровня. Помимо этого, Минэкономразвития России выделяет такие положительные эффекты, как повышение производительности труда, улучшение качества продукции, создание более конкурентоспособных товаров и услуг, повышение квалификации рабочей силы, поддержка занятости и улучшение делового и инвестиционного климата в стране.
Кроме того, Минэкономразвития совместно со Школой экспорта РЭЦ реализует цикл семинаров, посвящённых стандартам ОВБ и их применению. Представители российского бизнеса часто отмечают, что поиск контрагентов и поставщиков, соответствующих этим стандартам, — одна из самых сложных частей во всём процессе перехода бизнеса на более "ответственные" рельсы.
Также у российских компаний вызывает затруднение внедрение таких аспектов ОВБ, как ответственное ведение конкурентной политики и ответственный подход к науке и технологиям. У некрупных предприятий на это зачастую не хватает ресурсов.
При этом наиболее базовые направления стандартов — уплата налогов, защита прав потребителей, обеспечение прав человека и трудящихся, охрана окружающей среды — обычно становятся сферами, с которых компании начинают внедрение ответственного подхода, так как высокие требования по этим направлениям содержатся не только в международных нормах, но и в российском законодательстве.
Какие положительные моменты выделяют в министерстве, говоря о расширении применения стандартов ОВД, помимо того что это может стать драйвером экспорта?
— Популяризация международных стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области ответственного ведения бизнеса среди российских компаний — один из важных треков деятельности Минэкономразвития в рамках активизации сотрудничества с ОЭСР и реализации Повестки устойчивого развития в России. Стандарты ОВБ продвигаются с помощью публикации информационных материалов, проведения обучающих мероприятий, а также организации постоянно действующих каналов для укрепления сотрудничества между государством и бизнесом.
Например, в 2020 году министерство опубликовало российскую адаптацию выпущенных ОЭСР Рекомендаций по комплексной экспертизе ответственного ведения бизнеса — брошюру "Международные стандарты ответственного ведения бизнеса ОЭСР. Рекомендации для российских компаний", в которой доступно излагаются рекомендации по поэтапному внедрению стандартов ОВБ. На сайте министерства также размещены все основные материалы ОЭСР по теме, переведённые на русский язык.
В начале этого года министр экономического развития Максим Решетников совместно с представителями крупнейших российских компаний провёл первое заседание Экспертного совета по устойчивому развитию, на котором обсуждалась тема ответственного ведения бизнеса и её развитие в стране.
В феврале мы совместно со Школой экспорта РЭЦ и экспертами ОЭСР провели семинар по внедрению стандартов ОВБ в российскую деловую практику для российских МСП–экспортёров. В нём приняли участие 200 компаний.
Кроме того, в рамках работы по выявлению барьеров на рынках зарубежных стран (с учётом индекса ограничений торговли услугами ОЭСР) и подготовки минимально рекомендованных условий, которым должна соответствовать компания для выхода на рынок, Минэкономразвития России совместно со Всероссийской академией внешней торговли (ВАВТ) подготовлена информация о минимально рекомендованных условиях, которым должна соответствовать компания — экспортёр услуг. Она доступна на сайте АО "Российский экспортный центр".
Так, например, в целях минимизации нефинансовых рисков инвестиционной и финансовой деятельности компаний из сферы финансов следует внедрять в компаниях стандарты должной осмотрительности, установленные в Руководстве для институциональных инвесторов 2017 года, а также в Руководстве для корпоративного кредитования и андеррайтинга 2019 года.
Компаниям предлагается внедрить инструменты "должной осмотрительности", а также изменить свою систему оценки рисков, которая позволит учитывать нефинансовые риски финансируемых компаний.
Для минимизации нефинансовых рисков в сфере IT и компьютерных услуг компании–экспортёру необходимо принятие внутренних политик, направленных на предупреждение рисков цифровой безопасности, а также плана действий в случае цифровых угроз (кибератак) на основе международных стандартов цифровой безопасности, в том числе на ISO 27001, и Рекомендации ОЭСР по управлению рисками в области цифровой безопасности для экономического и социального процветания.