Кейсы в области социальной ответственности бизнеса, которые редакции предоставили компании — участники Рейтинга, оказались очень разными. И это ярко характеризует ситуацию на рынке. Бизнес–сообщество до сих пор неодинаково понимает, что такое ответственность перед обществом, зачем и кому она нужна.
Поэтому нашим экспертам (в их число вошли Торгово–промышленные палаты города и области, а также Американская торговая палата в Петербурге) было нелегко судить. Ведь сравнить многолетний научный проект с ситуационной поддержкой профессий или граждан, отключив эмоциональный компонент при анализе, объективно сложно. Чтобы немного упростить процесс, все кейсы были зашифрованы. И эксперты Рейтинга справились с их оценкой так же, как они справляются с коммуникациями в масштабных бизнес–процессах, спокойно и уверенно. А редакция традиционно сделала моментальный снимок реальности. В 2020–2021 годах социальная ответственность в Петербурге такова. Последим за динамикой.
Лучшие кейсы по оценке экспертов:
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг социальной ответственности — 2021
Melon Fashion Group: Проект сопровождаемого трудоустройства людей с низкими стартовыми возможностями.
Суть проекта — дать кандидатам с низкими стартовыми возможностями (людям с инвалидностью, особенностями развития, выпускникам детских домов и коррекционных школ) первый опыт работы. Так, как по данным "Работа–i", 84% из них не занимаются трудовой деятельностью, 18% признаны официально безработными. В розничных магазинах были выделены специальные должности — помощник менеджера склада, установщик алармов, контролёр торгового зала. После ребята могут либо остаться работать там, либо выйти на открытый рынок труда — уже самостоятельно.
К программе присоединяются и другие крупные компании. Таким образом постепенно формируется инклюзивное бизнес–сообщество в России.
Polymetal: проект по исследованию коллективного иммунитета петербуржцев. Запущен в мае 2020 года, стал независимым источником информации о распространении коронавируса. Его первые результаты показали, что число людей с положительным тестом на антитела более чем в 10 раз превышает случаи, зарегистрированные по результатам ПЦР–тестирования на сам вирус. Также исследование включает мониторинг длительности сохранения антител после перенесённой болезни.
X5 Group: проект "Корзина доброты".
X5 создала инфраструктуру для оказания продовольственной помощи по технологии food drive, обеспечивая покупателям возможность прямо в магазине передать волонтёрам продукты питания в пользу людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации. X5 Group берёт на себя все организационные расходы, связанные с проведением сборов, а также добавляет к собранному в рамках акции продовольствию недостающие позиции, чтобы продуктовые корзины были равнозначны. В 2020 году помощь получили 142 092 человека.
"Газпром нефть": проект "Цифрология" с петербургским благотворительным фондом "Антон тут рядом".
Его цель — предоставить людям с аутизмом работу в сфере цифровых технологий. Благодаря работе у участников проекта улучшились коммуникативные и социальные навыки. Учитывался опыт армии Израиля и ряда IT–компаний.
Спрос на развитие цифровых проектов в "Газпром нефти" рождает предложение на рынке труда в сфере IT, а заодно это и новые полноценные рабочие места для студентов фонда "Антон тут рядом".
ЛСР: благотворительный концерт для медиков в БКЗ "Октябрьский" — с участием заслуженного артиста Республики Саха (Якутия), лауреата международных конкурсов, лауреата премии правительства Санкт–Петербурга, солиста Мариинского театра Григория Чернецова, победителей проекта "Голос" Дины Гариповой и Александры Воробьёвой, солистки Мариинского театра Карины Чепурновой, оркестра "Таврический" и т. д. Все билеты на благотворительный вечер были распространены бесплатно через профильные учреждения Петербурга и Ленобласти. Врачи и члены их семей воодушевлённо откликнулись на инициативу — огромный зал был заполнен на все положенные 75%.
Nissan: проект "Путеводная звезда".
Цель — предоставить ученикам информацию о рабочих профессиях, мотивировать их к карьерному развитию, так как у выпускников школ и социальных образовательных учреждений проблема выбора профессии стоит очень остро (только треть подростков от 14 до 17 лет твёрдо определились с выбором будущей профессии).
Компания предлагает не только экскурсию на производство, но и цикл занятий из четырёх встреч, на котором ребята могут своими руками попробовать работу на заводе, а также пройти пробное собеседование. В проекте активно принимают участие 25 волонтёров.
“
Корпоративная социальная ответственность шире, чем благотворительная деятельность или забота о сотрудниках. Это добровольное обязательство бизнеса перед обществом: снизить нагрузку на окружающую среду, заняться благоустройством. Многие потребители делают выбор в пользу продукции и услуг компаний, которые демонстрируют высокую соцответственность. Она учитывается инвесторами при оценке компании. Было сложно сделать выбор: представленные проекты очень разные и решают целый комплекс социальных проблем. Проект "Корзина доброты" позволяет обеспечить нуждающихся граждан базовым набором продуктов питания. С 2015 года была оказана помощь 162 989 семьям. В период пандемии особенно важно, что продуктовые наборы смогли получить пожилые люди и ветераны.
Владимир Катенев
председатель совета СПб ТПП
“
Соцответственность бизнеса позволяет выявить реальный горизонт планирования компании. Например, она часто понимается как благотворительная помощь. Это очевидно, и это надо всячески приветствовать. Но есть и другой вариант — когда бизнес финансирует долгосрочные социальные проекты, не имеющие ни внешнего эффекта, ни какой–то эмоциональной отдачи от их участников, но в долгосрочной перспективе способные серьёзно и положительно повлиять на общество. Это можно назвать социальными преобразующими инвестициями. Кейс Polymetal c финансированием исследований коллективного иммунитета — пример глобального социально ответственного подхода, речь не просто о помощи в конкретном случае, а о поиске системного научного решения, способного дать позитивный эффект как для Петербурга, так и для всей страны, а также повысить результативность общей борьбы с коронавирусом.
Игорь Муравьёв
исполнительный директор ЛОТПП
“
В разных компаниях понятие СО может принимать самые разные формы: благотворительность, проекты в области экологии, повышение производительности труда на своём предприятии или повышение мотивации сотрудников. Любая проблема социума, имеющая отношение к деятельности компании, может стать социальным кейсом. Проект "Путеводная звезда", вовлекающий подростков в деятельность промпредприятия, не только помогает им определиться с выбором будущей профессии, но и способствует повышению привлекательности рабочей специальности в целом. У нас до сих пор работа на заводе ассоциируется с реалиями прошлого века: с низким уровнем технологического развития и производственной культуры. Современное предприятие — сложнейший комплекс технологических и бизнес–процессов, в которых можно успешно реализоваться. К сожалению, стереотипы очень сильны в обществе, а данный кейс позволяет их ломать.
Мария Чернобровкина
исполнительный директор AmCham в Петербурге