"Почта России" собирается доставлять вино российских производителей. Эксперты убеждены, что введение онлайн–продаж и доставки алкоголя необходимо, но с полноценным ассортиментом.
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин обращает внимание на то, что "Почта России" будет работать экспериментально, но для этого пока нет нормативной базы. Должно появиться соответствующее постановление регулирующего органа, иначе доставка вина будет противоречить действующему запрету на дистанционную продажу алкоголя.
"Если будет разрешение на торговлю только российскими винами, экономически это будет не очень выгодно. В силу рыночной логики нельзя торговать каким–то монотоваром, необходимо расширять ассортимент, чтобы потребитель мог выбирать", — считает Шапкин.
Обсуждение возможности интернет–торговли алкогольной продукцией ведётся в России не первый год. Вместе с тем руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский отмечает, что существующий запрет фактически касается только легальных игроков.
"На сегодняшний день есть около 3 тыс. сайтов, которые незаконным образом реализуют псевдоалкогольную продукцию. Объём таких продаж, по разным оценкам, составляет от 5 млрд до 10 млрд рублей в год. Около 90% нелегальных онлайн–продаж приходится на города–миллионники, в первую очередь Москву и Петербург", — говорит Черниговский.
Если законодательно разрешат торговать алкоголем онлайн, то объёмы нелегального рынка существенно снизятся и это, по мнению эксперта, будет реальным шагом в борьбе с псевдоалкогольной продукцией и её реализацией.
Черниговский уверен, что дистанционная продажа даст возможность небольшим производителям реализовывать свой товар. В Петербурге через крупные федеральные и локальные ретейл–сети продаётся 91% всей алкогольной продукции.
"Очень часто у небольших производителей нет возможности войти в ассортиментную матрицу этих сетей, поэтому у них остаётся немного каналов продаж, — говорит Черниговский. — В Петербурге есть сильные оптовые дистрибьюторы алкогольной продукции. Я уверен, как только заработает онлайн–канал, они начнут приобретать в большем объёме продукцию небольших предприятий. Поэтому развитие будет даже не в винодельческих регионах, таких как Петербург и Ленобласть".
Ещё одна проблема, с которой может столкнуться "Почта России": для повышения рентабельности доставки, возможно, придётся предлагать алкоголь более высокого ценового сегмента.
Независимый консультант по продвижению продовольственной продукции в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что на начальном этапе введение такой доставки вряд ли как–то повлияет на раскладку сил на рынке. Очевидно, что пока потребители чаще выбирают импортное вино.
"Я уверен, что это протекционистская мера. Как и запрет на производство вин из иностранных виноматериалов. Также в торговых сетях обсуждается схема выкладки алкоголя: теперь приоритет всегда должен отдаваться отечественному", — рассказывает Лачугин.
Он добавляет, что "Почта России" уже давно могла бы стать полноценной торговой сетью, но из–за своей архаичности упустила момент.
Вероятно, в какой–то степени компанию пытаются такими проектами поддержать.