Городских средств в инфраструктурных проектах Петербурга всё меньше, а частных и федеральных — всё больше. Иначе уже нельзя, говорят власти.
Такой тренд задают сами федеральные чиновники. Как заявил на ПМЭФ–2021 вице–премьер Марат Хуснуллин, развитие транспортного каркаса и инфраструктуры является основным драйвером развития России, поэтому были подготовлены новые инструменты для работы в этом направлении: бюджетные кредиты и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Стараются власти привлечь и деньги инвесторов. Всё для создания опорной транспортной сети, предусматривающей строительство и реконструкцию автомобильных дорог, развитие железных дорог как городского вида транспорта, формирование водных путей как магистральных маршрутов.
"Ещё один важный вопрос — городской транспорт внутри населённых пунктов. Это больная тема, которую обозначают все губернаторы. Под неё мы даём возможность использовать и облигации, и инфраструктурные кредиты. Чем меньше граждане тратят времени в пути, тем больше они работают, качественнее живут и тем лучше экономика страны. Над этим мы серьёзно работаем", — заявил Хуснуллин на петербургском форуме.
По словам губернатора Петербурга Александра Беглова, поручение президента о кредитах на инфраструктурные проекты очень важно для региона, потому что Петербург именно за счёт инфраструктурных кредитов планирует вложиться в развитие всех видов транспорта.
"Надеюсь, правительство РФ нас поддержит. Это очень выгодно: под 3% на 15 лет. Мы этим обязательно воспользуемся", — заявил на форуме Беглов.
Как сообщил "ДП" вице–губернатор Максим Соколов, курирующий вопросы транспорта, Петербург уже готов привлекать кредиты.
"Чуть больше месяца назад этот вопрос был поставлен в послании президента Федеральному собранию, и мы оперативно, ещё в мае, направили в федеральное правительство своё видение, свою заявку по тем проектам, где мы эти инфраструктурные кредиты можем использовать. Обозначили, в частности, Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД) не только в границах Витебской развязки, но и вплоть до КАД и дальше, где будет связь со Всеволожском и трассой Р–21 “Кола”. Это и развитие проекта ЗСД — строительство развязки с ул. Шкиперский Проток, а также другие проекты", — прокомментировал Соколов.
По данным Смольного, в заявке Петербурга в Минтранс также присутствуют новые станции метрополитена, магистраль М–32 на участке от М–49 до Приморского шоссе со строительством путепроводной развязки через железнодорожные пути, 2–й этап реконструкции Зеленогорского шоссе, развитие улично–дорожной сети Кронштадта, модернизация метро, обновление инфраструктуры ГУП "Горэлектротранс".
Складывать усилия
Но одними федеральными деньгами обойтись будет трудно, поэтому Петербург ищет поддержки частных инвесторов. И находит. Так, например, в рамках ПМЭФ–2021 Смольный подписал соглашение с ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, оператор Пулково) о развитии аэропорта. Частные инвестиции (средства аэропорта и банка) составят 40–50 млрд рублей. По словам гендиректора ВВСС Леонида Сергеева, в конце 2025–го — начале 2026 года в Пулково появится новая инфраструктура, то есть второй хаб, перрон и терминал.
Также на ПМЭФ Смольный подписал соглашения с несколькими банками о финансировании строительства двух развязок с Западным скоростным диаметром. С ВТБ, Газпромбанком и Евразийским банком развития (ЕАБР) были определены условия привлечения финансирования в размере до 10 млрд рублей на создание Витебской развязки, которая станет первым этапом ШМСД. О том, что в объект вольётся 10 млрд частных средств, было известно давно, однако ЕАБР среди участников не фигурировал.
Банк в прошлом году выдал АО "ЗСД" ("дочка" Смольного, представляющая его в проекте ЗСД) кредит на 6 млрд рублей. На ПМЭФ было подписано дополнительное соглашение, которое увеличивает лимит кредитной линии на финансирование строительства первого пускового комплекса развязки ЗСД в районе Шкиперского протока на Васильевском острове. Планируется выделить 1,5 млрд рублей. Общая же стоимость первой очереди развязки — 2,3 млрд рублей.
Планировалось, что этот объект город будет строить на собственные средства, как и предыдущие: с Новым шоссе и с Шуваловским проспектом. Но своих денег — чуть более 900 млн рублей — оказалось мало, их хватило только на развязку с Новым шоссе. При возведении второй, стоимостью уже 4 млрд рублей, случилась пандемия и секвестр бюджета. Тут–то и появился ЕАБР, однако сразу деньги на Шкиперскую развязку Смольный решил не брать, хотя приступить к строительству планировали как раз в 2020 году. Теперь первую очередь должны возвести к 31 декабря 2022–го.
Максим Соколов не увязывает кредиты на инфраструктуру с беспомощностью региона. "Кредиты в большей степени подтверждают, что город может сам. Потому что банки при их экспертизе и риск–менеджменте деньги региону дают. Значит, верят в команду губернатора и эффективность тех проектов, которые этой командой предлагаются", — прокомментировал чиновник "ДП".
По его мнению, без единения бюджетных ресурсов на уровне Федерации и субъекта, а также без внебюджетных источников реализовать крупные проекты сегодня действительно вряд ли получится.
"В Петербурге с точки зрения транспорта в большей степени сконцентрированы именно такие проекты, где складываются все три источника либо в формате государственно–частного партнёрства (ГЧП), либо концессии или других механизмов. Но именно это говорит о высоком качестве проектов, готовящихся и реализуемых в Петербурге, и их международном признании. Хороший тому пример — покупка суверенным фондом Катара Qatar Investment Authority (QIA) 24,99% акций ООО “Холдинг МСС”, которое полностью контролирует оператора ЗСД ООО “Магистраль Северной столицы”, — прокомментировал “ДП” Соколов. — Раньше в крупные проекты частный бизнес шёл неохотно ввиду того, что срок инвестиций очень большой, гарантий возвратности нет, риски большие. Сейчас государство и на федеральном уровне, если говорить про Минтранс, и на субъектовом, если говорить про команду Санкт–Петербурга, научилось вести диалог с бизнесом".
В рамках ПМЭФ Смольный подписал соглашений на сумму более 600 млрд рублей. По словам Соколова, большую часть занимают проекты в области развития инфраструктуры, основанные на сложении трёх источников финансирования: бюджета региона, федерального бюджета и внебюджетных источников, с применением механизма ГЧП.
Александр Беглов уверен, что "развитие партнёрских отношений в рамках ГЧП — то, что нужно абсолютно всем регионам". "Нужно складывать свои усилия, как технические, так и финансовые", — заявил на форуме губернатор.
Однако частной стороной у города сегодня преимущественно выступают банковские структуры, что порой превращается в государственно–государственное партнёрство. По мнению управляющего партнёра АБ "Качкин и партнёры", руководителя практики по инфраструктуре и ГЧП Дениса Качкина, в Петербурге в целом уже несколько лет не наблюдается какого–то активного развития инвестпроектов.
"В части потерь или неудач можно обозначить стагнирующий процесс передачи городу земли федералами под парк на Тучковом буяне, мерцающее состояние проекта развития парковочного пространства и нерешаемые проблемы таких значимых для городской среды территорий, как Апраксин двор, “Красный треугольник” и Конюшенное ведомство. Развивается жилищное строительство и проект ШМСД, но это скорее заслуга федералов, активно продвигающих эти инициативы", — считает Качкин.