Каким город на Неве видится вовне? Редакция "Окна в мир" подобрала топ-7 самых любопытных картин с участием Северной столицы.
1. "Онегин" (1998 г., Великобритания / США)
Пожалуй, самая известная на сегодняшний день классическая экранизация романа Пушкина "Евгений Онегин". Лента была снята Мартой Файнс — её брат Рэйф Файнс исполнил роль самого Онегина. Образ Татьяны воплотила Лив Тайлер, будучи ещё на заре своей актёрской карьеры. Интересная деталь: Ольгу сыграла Лена Хиди — ныне известная всему миру звезда "Игры престолов", исполнительница роли королевы Серсеи.
Разумеется, фильм про Евгения Онегина не мог обойтись без кадров Санкт–Петербурга, ведь именно туда уезжает Татьяна, там затем выходит замуж, там же герои встречаются вновь, чувства Онегина в корне меняются, и затем происходит драматичная и всем известная развязка. Городские сцены, которых довольно много в последней четверти фильма, действительно в большинстве своём снимались в Петербурге. Сделанные в историческом центре города, они весьма тонко подчёркивают состояние героя и в целом сняты с большим уважением к российской культуре и истории города. А внимательные петербуржцы, безусловно, могут узнать некоторые из знакомых городских пейзажей.
2. "Демоны Санкт–Петербурга" (2008 г., Италия)
Итальянский фильм про Достоевского, где идея принадлежит Андрею Кончаловскому, а музыка написана великим Эннио Морриконе, — это уже что–то весьма необычное. Сюжет разворачивается вокруг написания (надиктовывания жене Анне) "Игрока", что делал Фёдор Михайлович днями, и поисков главы загадочной террористической организации, чем писатель занимался по ночам вперемешку с кошмарами и приступами эпилепсии… Якобы в психиатрической клинике Достоевский познакомился с одним из членов группировки и теперь хочет помешать им совершить очередной теракт против царской семьи.
Критики отмечают, что в целом Санкт–Петербург снят весьма выдержанно и достоверно. Разумеется, лента снималась именно в нашем городе, и множество ключевых туристически популярных и исторически известных мест сняты вполне реалистично. Кроме того, отмечают, что съёмки проводились в реальной квартире Достоевского — в первом доме по Малой Мещанской. Также видят зрители и реальную камеру Секретного дома, где держали Достоевского, когда подозревали в пособничестве террористам. Такой необычный набор локаций, безусловно, выделяет фильм и привлекает к нему внимание.
3. "Преступление и наказание" (2002 г., Великобритания)
Снятый BBC телесериал был весьма тепло принят теми российскими зрителями, которые хорошо (а не просто поверхностно) знакомы с текстом романа и в целом с творчеством Достоевского, а также знают основную тональность, присущую его произведениям.
И здесь нет ничего удивительного — BBC широко известен тем, что снимает великолепные экранизации и исторические телесериалы, и этот, как–то весьма тихо прошедший мимо широкой массовой российской аудитории, не стал исключением. Бережное обращение с классикой — и такое же бережное обращение с тем самым со школы знакомым образом Петербурга Достоевского — словом, дух города из романа на экране, безусловно, присутствует.
И, само собой разумеется, часть съёмок действительно проходила в Петербурге.
4. "Бункер" (2004 г., Германия — Австрия — Италия)
Нашумевшая лента про последние дни и часы жизни Адольфа Гитлера, снятая по мемуарам его личной секретарши, показывает образ уже почти сломленного фюрера, который при приближении советских войск к Берлину всё ещё верит в победу и скрывается в секретном бункере вместе со своим близким кругом соратников. Там, собственно, Гитлер и Ева Браун совершат самоубийство, а Марта Геббельс отравит шестерых своих детей, а затем и они с Геббельсом совершат взаимное убийство.
Самое примечательное с исторической и одновременно художественной точки зрения — то, что период, который предшествовал штурму Берлина советскими войсками, снимался в Петербурге на всем известной и на момент съёмок самой разрушенной улице города — улице Шкапина. В массовке же были задействованы переодетые в одежду того времени обычные петербуржцы, изображавшие местных жителей. Поистине пути истории неисповедимы. А фильм, помимо его достойной художественной составляющей и весьма высокой исторической достоверности, стоит посмотреть хотя бы из–за этого дикого парадокса истории.
5. "Окно в Париж" (1993 г., Россия — Франция)
Фантастическая и метафоричная лента, снятая Юрием Маминым на заре 1990–х, для многих является одной из любимых комедий с налётом меланхолии и тоски. Сюжет вертится вокруг обычной петербургской коммуналки на окраине, где внезапно среди компании пьющих товарищей открывается дверь, ведущая прямо в Париж. Так наши соотечественники времён постперестройки попадают в столицу Франции, в свободный мир и совершенно чуждую им среду, а двое несчастных парижан оказываются в Петербурге, откуда жаждут поскорее вырваться домой. Фильм отличается очень достоверной картиной жизни людей и в целом Петербурга тех лет. Город, окутанный туманом, дождливый, с серой толпой на улицах, при этом словно отстранённый от своих жителей, — сегодня город на Неве совершенно другой. Однако и картинка 1993 года, снятая глазами Юрия Мамина, — тоже, безусловно, часть истории и души Петербурга.
6. "Механик" (2005 г., Германия — США)
Классический, казалось бы, боевик категории В отличается тем, что все действующие лица там — русские, пусть главный герой и оказался волею судеб в Лос–Анджелесе. Дольф Лундгрен, исполнитель главной роли, также выступает как режиссёр и автор сценария — однако его стиль мало чем выделяется. Примечательно, что в фильме актёр говорит по–русски без перевода. Он исполняет роль десантника–афганца Николая, который мстит своему заклятому врагу, пытаясь одновременно спасти похищенную злодеем девушку.
Весьма банальный сюжет разбавляют виды Петербурга, использованные как в эффектных сценах, так и в качестве просто красивого фона для мужественного профиля Лундгрена. И, хотя фильм выпущен уже в середине 2000–х, его создатели, кажется, пытались сделать всё, чтобы показать Россию, и в частности Петербург, именно времён 1990–х. С одной стороны, это кажется смешным, а с другой — вроде и не очень… Но своеобразное место действия определяет некоторое ностальгическое настроение у зрителей, живо помнящих Петербург примерно таким и в тот самый период.
7. "Анастасия" (1997 г., США)
Мультфильм, снятый в абсолютно диснеевском стиле студией "Двадцатый век Фокс", также показывает определённый образ Петербурга–Петрограда. Сюжет основан на легенде о том, что младшая дочь императора Николая II, принцесса Анастасия, смогла спастись во время революции (забудем сейчас всё про Ипатьевский дом в Екатеринбурге и представим, что царская семья была во время штурма Зимнего дворца буквально в ночных рубашках), выросла в детском доме, а потом по воле случая вернулась в послереволюционный Петроград, познакомилась с полуаферистами–полугероями, которые решили отвезти её в Париж, к вдовствующей бабушке "для опознания", желая получить обещанную награду. Разумеется, злым магом предстаёт Распутин, который чинит героям всяческие препятствия. Но любовь и прекрасный вальс, безусловно, восторжествуют.
Что же касается образа города, то он воссоздан в мультфильме весьма "презабавно" — сначала мы видим лишь мир прекрасных балов во дворцах, затем сама революция представляет собой одномоментный захват дворца толпой, а после в Петрограде рабочие в голод и холод распевают на площадях песни, собственно, про новую власть и этот самый голод и холод. Ничего общего с реальностью, разумеется, вся эта сказка и эти образы не имеют, однако стоит отметить одно: художники студии считали, что как до, так и после революции Петербург был и есть невероятно красив. С этим уж точно не поспоришь.