Лишённый лицензии Энергомашбанк, весной отметивший 32–летие своей работы, по предварительной оценке Агентства по страхованию вкладов, должен вкладчикам 13,7 млрд рублей.
Энергомашбанк (изначально зарегистрированный как Банк энергетического машиностроения) с лицензией № 52 оказался в первой десятке банков, появившихся в Ленинграде — Петербурге в конце 1980–х — начале 1990–х годов. Среди учредителей значились "Электросила", ЛМЗ, Завод турбинных лопаток.
Банк стал первым в истории сперва СССР, а затем и РФ, выдавшим ипотечный кредит: правда, оформлен он был на приобретение компьютера, вернее ЭВМ, а не жилья.
В начале 2000–х организация оказалась вовлечённой в корпоративную войну между холдингом "Интеррос" и городскими машиностроительными предприятиями. Её итогом стала смена контролирующего акционера, место которого занял холдинг "Ленинец".
Весной 2003 года банк вновь привлёк к себе внимание: была анонсирована сделка про продаже 80% его акций инвесткомпании "Ибероамерика–Россия". Предполагалось, что банк станет финансовым окном для потока инвестиций из стран Латинской Америки. Но этого не произошло, и уже осенью того же года банк перешёл под контроль инвесткомпании "Элтра".
За ней стояла Наталия Базиль, на тот момент член семьи Павла Селезнёва, бессменного директора ЦПКиО им. С. М. Кирова. Вскоре он сам стал прямым владельцем пакета акций "Элтры", заняв пост председателя совета директоров в банке.
Серьёзный удар Энергомашбанк испытал в 2013 году, когда ЦБ РФ отозвал лицензию у Мастер–банка, через который проводились все карточные расчёты. Это привело к полной блокировке счетов клиентов–физлиц. По неофициальной информации, тогда же ЦБ РФ впервые запретил банку принимать вклады граждан. Раньше он активно привлекал их на патриотической повестке, организуя ежегодные бесплатные концерты в БКЗ "Октябрьский" для жителей блокадного Ленинграда.
Позже банку помогло появление миноритарных акционеров — Августа Мейера и Дмитрия Костыгина. Они собирались на базе Энергомашбанка создать единый расчётный центр для своих бизнес–активов, крупнейшим из которых на тот момент был "Юлмарт".
Спустя пару лет на смену им пришли основатели платёжного сервиса Qiwi, затем, осенью 2018 года, банк внезапно был продан не известным на финансовом рынке 11 физлицам, две трети из которых оказались резидентами Украины и Израиля.
Участники рынка считали, что за три десятилетия Энергомашбанк стал владельцем зданий на Захарьевской и Петрозаводской улицах, а также на Светлановском проспекте. Но единственный его недвижимый актив, как следует из годовой отчётности по МСФО, — лишь часть помещений на Караванной улице, 1. Остальное банк арендовал у акционеров.
Подписанный в апреле 2020 года закон, обязывающий ЦБ РФ раскрывать предписания о запрете привлечения вкладов физлиц, в случае с Энергомашбанком не сработал. В обосновании отзыва лицензии регулятор указал, что дважды направлял подобные предписания. Однако в специальном разделе сайта ЦБ РФ данная информация не публиковалась. Впрочем, в законе сохранена лазейка: любая информация после отмены предписания должна быть незамедлительно удалена.
В 2019 году "Эксперт РА", отозвав у банка рейтинг, раскрыло количество клиентов, формирующих кредитный портфель: 64 юрлица и 69 физлиц.
По данным Интерфакса, по итогам I квартала по размеру активов он занимал 138–е место в РФ (19,2 млрд рублей), по объёму депозитов — 85–е место.
После отзыва лицензии у Энергомашбанка без работы осталось 309 человек.