"Родовые" дела — одни из самых распространённых разбирательств о возмещении морального вреда в медуслугах.
Эксперты связывают это с особой чувствительностью сферы, повышением уровня правовой грамотности. Растёт и число рожениц, пользующихся платными услугами в бюджетных и частных перинатальных центрах. Однако женщины, рожающие за деньги, не лучше защищены от врачебных ошибок.
Плата и защита
Распространённость "родовых" дел отмечает доцент факультета социологии Европейского университета в Петербурге Екатерина Бороздина, проанализировавшая данные судебных решений по ст. 151 ГК РФ "Моральный вред и его компенсация" за 2018 год. "Этот вид медпомощи особенно значим для граждан. Здесь двойной риск: медицинский и социальный. От врачей многого ожидают", — констатирует социолог. "С середины 2000–х мы со всех сторон слышим о том, что забота о детях — национальный приоритет. И, конечно, семьи ожидают увидеть улучшения на практике", — говорит Екатерина Бороздина.
Увеличение числа исков пациенток роддомов отмечает и главный юрисконсульт холдинга "Медика" Ольга Шмарёва: "Общая тенденция — в сторону увеличения случаев. Это связано не с ухудшением качества оказания медуслуг, а с растущей правовой грамотностью населения".
Дела, где одной из сторон являлся роддом либо перинатальная клиника, можно условно разделить на две категории: когда здоровью роженицы (или ребёнка) причинён вред и когда действия или бездействия медперсонала привели к смерти или тяжкому вреду здоровья, отмечает партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. "В случаях первой категории истцы чаще всего заявляют требование о компенсации морального вреда.
При рассмотрении таких дел с большой вероятностью проводится экспертиза для установления причинно–следственной связи между причинением вреда здоровью, физических и нравственных страданий истцу и ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по оказанию медицинских услуг. Во втором случае помимо гражданского иска может быть возбуждено уголовное дело", — поясняет юрист.
Единой тенденции к разрешению таких споров нет, позиция суда в каждом случае опирается на фактические обстоятельства. В некоторых делах возникают вопросы медицинского характера: была ли у медорганизации возможность спрогнозировать осложнения, явившиеся причиной вреда здоровью.
В уголовных делах доказыванию подлежит вина врача вследствие ненадлежащего исполнения им своих профессиональных обязанностей. Суд также может лишить медика права заниматься деятельностью в сфере акушерства и гинекологии.
Ольга Шмарёва отмечает, что медицинские споры разрешаются в интервале до одного года, а иногда и дольше: "Для принятия решения необходима судмедэкспертиза, чтобы установить, как соблюдались стандарты оказания медицинской помощи, все ли необходимые мероприятия были выполнены в срок, что явилось причиной осложнений".
Индивидуальная позиция
В начале года в Курортном районе заработал новый частный роддом, строительством которого с 2010–х занималась компания "Икапласт" Гарегина Акопяна. В Петербурге всего три частных заведения такого профиля: "Роддом на Фурштатской"; в составе многопрофильной "Скандинавии"; а теперь и центр в Сестрорецке.
Горожане "с возможностями" часто становятся клиентами платных отделений государственных роддомов. "Будущие мамы заключают контракт, считая, что так они получают более качественную услугу", — отмечает управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь.
Платные роды в государственном роддоме обычно предполагают индивидуальный родбокс, выбранных пациенткой специалистов, иногда палату повышенной комфортности.
Закон о защите прав потребителей действует одинаково для всех получающих платные медуслуги. Юрист компании "АдвокатБург" Елена Вавулина отмечает, что особое внимание следует уделять перечню оказываемых услуг, но сам факт получения медпомощи на платной основе не является измерителем её качества.
"Договор призван служить гарантом качественной помощи. Но такой документ не может застраховать от человеческого фактора", — говорит юрист.