Если бы Джей Гэтсби — главный герой фильма "Великий Гэтсби", которого сыграл Леонардо Ди Каприо, — планировал купить недвижимость в Петербурге, он наверняка бы искал себе что-нибудь в стиле ар-деко. Это направление тяготеет к образам роскошных нью-йоркских небоскрёбов и именно в культовом романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, по которому снята кинокартина, эпоха расцвета ар-деко описана идеально. Однако в Северной столице проектов, сравнимых с лучшими примерами американской архитектуры, крайне мало. Подробности — в репортаже "ДП"
Сама история появления ар-деко без преувеличения достойна голливудской экранизации. Главными героями и действующими лицами этого фильма могли бы стать архитекторы. Они в депрессивное послевоенное время 20-х годов прошлого века, когда в обществе созрел запрос на перемены, начали переносить на свои чертежи мысли и желания уставшего от разрухи поколения. Прообразы новой реальности впервые демонстрировались на различных выставках и салонах. Одно из важнейших таких событий состоялось в Париже в 1925 году.
Как отмечает в своих лекциях Ксения Малич, кандидат искусствоведения, историк архитектуры и старший преподаватель НИУ ВШЭ в Петербурге, особую популярность ар-деко приобрёл в США во времена высотной гонки. Этот стиль стал олицетворением бурного научно-технического прогресса и стремления американцев совершить невозможное: построить самый высокий небоскрёб в неповторимых чертах, выделиться на фоне остального мира и показать превосходство Нового света.
Главной площадкой для демонстрации величия архитектуры нового времени стал Манхэттен. Именно здесь благодаря формированию Нью-Йорка как делового центра мира активно поддерживался тренд на респектабельность и наслаждение жизнью. Но ар-деко не всегда был синонимом роскоши. Его основная задача — сделать жизнь максимально современной, удобной и комфортной. По словам Ксении Малич, ар-деко на пике популярности задал очень высокие стандарты комфорта, которые радикально с тех пор почти не поменялись, а лишь усовершенствовались за счёт внедрения технических новинок.
Небоскрёб корпорации Chrysler в Нью-Йорке
В Петербурге ар-деко развивался по своему, во многом уникальному пути. Зачатки появления элементов этого стиля в Северной столице можно увидеть ещё в дореволюционной архитектуре, когда строгим чертам модерна начали придавать не только функциональное, но и смысловое разнообразие.
Позже советские архитекторы преобразовали накопленный опыт и, несмотря на идеологические ограничения, смогли предложить собственный подход к данному стилю. Так, член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры и профессор СПбГАСУ Юрий Курбатов относил несколько петербургских зданий к эволюционной ветке ар-деко. Речь идёт, например, о доме на Петровской набережной и ансамбле Ивановской улицы на Щемиловке. Монументальные фасады, строгие вертикальные линии, декоративный, но уместный орнамент действительно имеют общие черты с ар-деко.
Связь с ар-деко прослеживается и в домах советской постройки
К более поздним работам, близким к ар-деко, можно причислить головной офис банка "Санкт-Петербург" — бизнес-центр "Санкт-Петербург Плаза" на Малоохтинском проспекте, выполненный по индивидуальному проекту архитектурного бюро "Евгений Герасимов и партнёры" и NPS Tchoban Voss GbR Architekten BDA. Особенно заметно это по интерьерам комплекса, наполненным культурными отсылками к великим цивилизациям, что весьма характерно для ар-деко.
интерьер "Санкт-Петербург Плаза"
Среди архитектурных новинок последнего времени в стиле ар-деко выделяется жилой дом "Институтский, 16" от LEGENDA Intelligent Development, который также создавался в мастерской Евгения Герасимова. Это едва ли единственный представитель ар-деко в жилой недвижимости Петербурга, подобных примеров найти почти невозможно.
“
"Основным источником вдохновения для архитекторов стала Пятая авеню в Нью-Йорке, в той её части, которая выходит на Центральный парк. Это узнаваемый стиль американского ар-деко: строгие линии и натуральные цвета фасада, обилие стекла, растительные и анималистические орнаменты. Здание симметричное: оно имеет два крыла, между которыми расположен входной вестибюль жилой части и поэтажные лифтовые холлы, решённые в той же стилистике. Вход в жилую часть акцентирован двумя пилонами, на которые опирается стеклянный навес, защищающий всю входную зону от дождя. Северный фасад здания декорирован тонкой сеткой золотистых профилей поверх чёрного стекла и расположенными в шахматном порядке золотистыми узорами в простенках. Остальные фасады имеют строгую структуру, где простенки с облицовкой под травертин чередуются с проемами окон. Под каждым из окон расположены золотые декоративные вставки-медальоны также на чёрном фоне. Окна объединены в пояса по 2 этажа высотой, что визуально усиливает вертикальную направленность всего здания", — рассказывают о своём проекте в мастерской архитектора Евгения Герасимова.
На фото: Взгляд на ар-деко авторов проекта жилого дома "Институтский 16"
Дом строится в одном из самых зелёных уголков Петербурга, рядом с садом "Серебряный пруд". Исторически этот район называли Лесной. Удельный парк, Сосновка, парк Лесотехнической академии, сквер Академика Лихачева и парк Политехнического университета находятся в нескольких минутах ходьбы от дома. В Петербурге практически не найти парков с уютными аллеями и прудами, откуда бы открывались виды на небоскрёбы в стиле ар-деко, а квартиры имели бы так называемый parkland-view, поэтому отсылка "Институтский, 16" к голливудским образам вполне объяснима.
На фото: Вид на жилой дом "Институтский, 16" и окрестности
Внутренняя начинка дома также соответствует эстетике ар-деко. В частности, в парадном холле можно будет увидеть глянцевый чёрный мрамор, песочный травертин, тёплый оникс, классическое золото, зеркальные фрагменты в сочетании со вторым светом, удлинёнными лифтовыми порталами и большой площадью остекления.
Парадный вестибюль украсит декоративное интерьерное панно в лучших традициях дорогих нью-йоркских домов, воплотивших стиль ар-деко. Это мозаичное панно можно назвать настоящим произведением искусства, которое разрабатывалось по индивидуальному заказу специально для проекта "Институтский, 16".
Авторы шедевра отмечают, что сюжетная линия панно богата образами и символами, связанными с семейными ценностями и особенностями места, где находится грандиозное здание. По краям композиции изображены фигуры нимф-воительниц, как символ защиты. В руках они держат чаши с чистой водой, а у их ног расположились два аиста, символизирующих семейное благополучие и домашний уют. Между нимфами в верхней части панно находится сова с раскрытыми крыльями и ключом от дома в когтях, что олицетворяет мудрость и стабильность. Лучи солнца, которые пронизывают всю плоскость изображения, символизируют тепло, жизненную силу и благополучие. В нижней части находятся речные рыбы — форель, которая обитает только в чистой воде.
Сопровождает панно латинское выражение Incipit vita nova, что в переводе означает "Начинается новая жизнь". Кайма панно выполнена в виде золотого орнамента с изображением ящериц — символов изобилия и благосостояния. Визуально этот ход перекликается с медальонами в стиле ар-деко на фасадах, в виде представителей местной фауны. В целом мозаичное панно состоит из 50 тыс. элементов смальты различных оттенков. Кропотливую ручную сборку выполнят художники станковой живописи Мастерской Андрея Журавлева, которые уже работали с LEGENDA над витражами проекта "Победы, 5".
Эксперты подчёркивают, что стиль ар-деко спустя столетие после своего рождения заново обретает популярность. Как и в прошлом веке, это связывают с очередным витком технического прогресса и развитием инноваций.