Котировки нефти вчера обновили максимум почти за 3 года. Ближайший фьючерс на сорт Brent между 16:00 и 17:00 по московскому времени достигал цены $76,74 за баррель. Так дорого он не стоил с октября 2018 года.
Сырьевые трейдеры уверились в том, что онлайн–встреча министерского комитета стран — участниц соглашения ОПЕК+ закончится скромным расширением квот на добычу, что позволит глобальному рынку оставаться дефицитным.
На момент сдачи номера в печать итоги встречи ещё не были известны, но общий настрой крупнейших участников сделки, Саудовской Аравии и России, был примерно понятен. Информагентства со ссылкой на свои источники в странах — производителях чёрного золота наперебой сообщали о грядущем увеличении добычи на 0,4–0,5 млн баррелей в сутки.
Картельный сговор ОПЕК+ был разрушен разногласиями РФ и Саудовской Аравии в марте 2020 года, что привело к падению цены Brent до $16 за бочку и побудило производителей быстро договориться. Уже в мае–июне прошлого года они сократили добычу на 9,7 млн б / с по сравнению с октябрём 2018 года, пообещав наращивать её по мере восстановления спроса.
И потребители, и производители нефти всё чаще высказываются за ослабление ограничений, предусмотренных соглашением. Так, министр нефти и газа Индии Драхмендра Прадан на прошлой неделе выражал "глубокую озабоченность относительно растущих цен на нефть и их влияния на потребителей, а также на восстановление экономики".
Руководители российских нефтедобывающих компаний также выступают за увеличение добычи, чтобы сдержать цены. В этом духе высказывались, например, глава "Лукойла" Вагит Алекперов и "Газпром нефти" Александр Дюков.
Их, конечно, беспокоит не столько инфляция, сколько волатильность на рынке. Ведь слишком резкий подъём цен ведёт к наращиванию инвестиций в нефтедобычу и чреват, таким образом, новым провалом. Но инфляция беспокоит экспертов.
"При уровне цен $75 за баррель топливная инфляция становится экономической проблемой", — уверен, например, Норберт Рюкер, руководитель исследовательской группы Next Generation Julius Baer.
Тем временем финансовые власти крупнейших мировых экономик пока не спешат бороться с высокой инфляцией, объявляя её временным явлением и давая понять, что будут продолжать мягкую монетарную политику. Получается, что картель ОПЕК+, осознанно или нет, действует заодно с мировыми центробанками.