От служб доставки не требуют обязательной вакцинации курьеров, хотя это одна из самых контактных профессий.
В Петербурге пока официально не введена обязательная вакцинация персонала, но фактически бизнес уже занимается этим, ориентируясь на московскую норму в 60%. При этом речь всё время идёт про штатных сотрудников сферы услуг и розничных торговых сетей. А вот курьеры многочисленных служб доставок оказываются не охвачены.
Не являются работниками
Руководитель практики юридической компании "Интерцессия" Кирилл Стус отмечает, что сервисы доставки формально не несут никакой ответственности за вакцинацию курьеров. Одна из самых распространённых схем при найме курьера — через компанию–партнёра. При этом курьер оформляется по Трудовому кодексу с внесением записи в трудовую книжку.
"По сути, онлайн–сервисы выступают лишь агрегаторами, поэтому на них не лежит прямой обязанности. Однако им могут запретить допускать к работе курьеров компаний–партнёров, которые не обеспечили вакцинацию своих сотрудников. В случае же, если компании–партнёры работают с курьерами через договоры гражданско–правового характера, на подобные правоотношения не распространяются нормы и правила трудового законодательства. Следовательно, курьеры не признаются работниками партнёров, а сами компании не являются их работодателями. В таком случае компании–партнёры не обязаны обеспечивать вакцинацию курьеров", — объясняет юрист.
"Если компания сотрудничает с ИП, самозанятым или через агентство, то в этом случае вакцинация становится задачей исполнителей по гражданско–правовому договору, так как именно они должны соблюсти все требования действующего законодательства, чтобы оказывать услуги", — комментируют в hh.ru по СЗФО.
Вопрос престижа
Курьеры взаимодействуют с меньшим количеством клиентов, чем, например, кассиры в магазине, но их всё равно нужно прививать одними из первых, считает генеральный директор агентства "INFOLine–Аналитика" Михаил Бурмистров. "Учитывая, как много курьеры перемещаются, вакцинировать их необходимо в том же темпе, что и штатных работников. Это фактор безопасности, потому что многие люди заказывают онлайн, чтобы не ходить в магазины и не заражаться. Конечно, есть бесконтактная доставка — курьеры всегда в масках и стоят в полутора метрах от клиента, но в целом логика в вакцинации есть", — объясняет он.
Бурмистров признаёт, что компаниям на вакцинацию и её пропаганду среди курьеров необходимо выделять дополнительные средства, но уже давно не стоит вопрос о том, дорого ли это обойдётся. Государство начало предъявлять определённые требования, которые компании будут выполнять, даже если это касается работников, которых они юридически прививать не обязаны.
"Пока руки проверяющих органов до доставщиков не дошли, потому что есть кого ещё проверить, но к вакцинации курьеров прямые требования тоже могут возникнуть. Другое дело, что проверять будет трудно, потому что службы доставки сотрудничают чаще всего с ИП и нужно к каждому ИП предъявлять претензии. В любом случае, уверен, компании будут тщательно за этим следить и придумывать решения", — рассуждает эксперт.
Гендиректор и главврач "КОРИС ассистанс (СПб)" Лев Авербах считает, что вопрос вакцинации курьеров — дело престижа и имиджа компании. "По–моему, уже очевидно, что вакцинировать нужно просто всех работников — штатных и нештатных. Но я думаю, в скором времени клиенты служб доставки сами начнут спрашивать сертификат вакцинации у курьера, который приносит им еду. И доверять будут в первую очередь тем компаниям, которые заботятся о том, чтобы их сотрудники были привиты. Возможно, это также скажется и на найме таких работников: при трудоустройстве могут начать спрашивать ПЦР–тест или сертификат вакцинации", — предполагает он.
Сами справимся
В Delivery Club "ДП" рассказали, что курьеры могут с ними сотрудничать двумя способами: либо стать самозанятым, либо через логистические компании.
"Мы информировали подрядчиков и курьеров–самозанятых о возможности поставить прививку с первого дня, как она появилась. Сейчас мы усилили информационную кампанию и начали собирать информацию о вакцинированных курьерах. В Москве уже подали заявку на организованную вакцинацию нерезидентов РФ, при этом вместе с другими компаниями сервисной сферы мы поддерживаем открытие таких пунктов и в регионах", — сообщили в компании.
Delivery уже запустил собственный пункт вакцинации, но пока только в Москве. В основном эта мера направлена на тех курьеров, которые только начали сотрудничать с компанией.
В "Самокате" тоже сотрудничают с самозанятыми или курьерами из партнёрских компаний. В разгар пандемии там при найме доставщиков не стали вводить требования по наличию сертификата вакцинации или отрицательного ПЦР–теста. "Прививка — объективная необходимость для каждого человека, но она не должна и не может стать требованием при приёме на работу или навязанной процедурой", — говорят в компании.
Сейчас в Петербурге работает около 4 тыс. курьеров "Самоката". Мотивировать их сделать прививку в компании стараются с помощью распространения информации о мерах противодействия коронавирусу и пользе вакцинации.
В конце июня бесплатные пункты вакцинации курьеров и водителей в Москве открыл "Яндекс". На днях компания начала прививать доставщиков–мигрантов в Московской области.