В оборотах производителей выросла доля e–commerce. На повестке тренинг в виде маркировки.
Россияне настолько интенсивно занялись своим здоровьем в ковидный год, что ёмкость местного рынка БАДов достигла $1 млрд (74,1 млрд рублей). По оценкам аудиторско–консалтинговой группы "Деловой профиль", это на 17,1% больше, чем в 2019 году. Популярнее всего добавки традиционно в столицах. На долю петербургского рынка, по информации "Делового профиля", приходится около 7–8% общероссийских продаж БАДов.
Нехватку — в прибыль
Тематический тренд 2020 года вполне очевиден: в дело шло всё, что так или иначе "стимулирует" или "моделирует" иммунитет. Любопытнее всего получилось, пожалуй, с витамином D. Осенью 2020–го из доклада академика РАН и гендиректора центра им. В. А. Алмазова Евгения Шляхто стало известно, что дефицит витамина D был обнаружен у 71,3% заболевших COVID–19. По данным DSM Group, продажи D–содержащих добавок увеличились более чем в 3 раза в денежном выражении. В IV квартале реализация ежемесячно превышала 500 млн рублей (на 202% больше, чем в III квартале).
За ковидный год изменился и портрет потребителя. По информации компании "Эвалар", сильнее всего ощущался подъём продаж среди биодобавок стоимостью более 500 рублей за упаковку (+30,1% в рублях). Об этом же заявлял исполнительный директор Союза производителей БАД к пище Александр Жестков. Добавки в этой ценовой категории принесли аптекам больше половины выручки от БАДов в 2020 году — 52,2%. В свою очередь, дешёвые средства долю постепенно теряли (–4,4% в упаковках).
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг аптечных компаний Петербурга — 2021
ЗОЖ на удалёнке
В этом году ЗОЖ и "самопрофилактика ковида" уходить из повестки даже не собираются. Но в игру вступает уже не внешний, а внутренний фактор. В связке с возросшим потребительским спросом — изменённые правила продажи БАДов. С 1 января отменены СанПиН от 2003 года, которые запрещали дистанционную продажу биологически активных добавок. Однако с учётом всех доработок и уточнений онлайн–продажа БАДов доступна только организациям с аптечной лицензией.
"Да, аптечные товары, в том числе и БАДы, через интернет только заказываются и оплачиваются, покупатели забирают заказ самовывозом. Но здесь увидели новые для себя возможности крупные маркетплейсы. Купив несколько небольших аптек, они могут пользоваться аптечной лицензией и доставлять лекарства и БАДы покупателям интернет–магазина на дом", — объясняет заместитель руководителя практики управленческого консалтинга группы "Деловой профиль" Александра Шнипова.
В начале лета "Почта России" получила лицензию Росздравнадзора на дистанционную розничную торговлю лекарствами, что позволит предоставлять услуги по доставке лекарств фармацевтическим маркетплейсам и интернет–аптекам.
Борьба за пирог
Производители биодобавок ожидаемо осваивают новые горизонты сбыта. В "Эвалар" рост доли e–commerce в общем обороте компании (достигла 12%) связывают в том числе с расширением партнёрства с онлайн–площадками: компания уже сотрудничает с Ozon и Wildberries, а собственный маркетплейс "Фитомаркет" интегрировала в "Яндекс" и "СберМегаМаркет".
Крупным производителям косвенно поспособствует введение маркировки БАДов. До конца августа 2022 года это лишь эксперимент. Но в случае перехода от "желательности" к "обязательности" компании с низким оборотом, возможно, вовсе будут вынуждены уйти с рынка и уступить место гигантам. По данным DSM Group, производителей БАДов в России около 1 тыс., из них не больше 220 компаний уже точно знакомы с маркировкой. Последние производят не только БАДы, но и лекарственные препараты, для которых с 1 июля 2020 года маркировка обязательна — на них можно было и порепетировать, и отточить порядок действий. Остальным же придётся действовать с нуля.
Но, как показывает практика, от пирога с БАДами так просто отказываться никто не собирается. В рамках Петербургского экономического форума в этом году директор по развитию представительства iHerb в России Оксана Богатенко заявила о том, что компания собирается локализовать производство витаминов и БАДов (ранее мобильное приложение iHerb было заблокировано на территории России). И вот компания уже подыскивает подходящий для развития производства регион, хотя не исключает, что будет выпускать витамины и БАДы по контракту.
Что ж, постковидные годы для рынка биологически активных добавок и витаминных комплексов будут, пожалуй, не менее интересными.