Главный редактор "ДП" взобрался на Эльбрус и пришёл к выводу: Кавказ — идеальное место для отдыха, и скоро это станет очевидным как для жителей мегаполисов, так и для местных туроператоров.
Благодаря закрытию границ жители мегаполисов отчасти вынужденно отправились в путешествие по России. Вышло так, что горожане чуть лучше узнали свою страну, а живущие вдали от центра познакомились с офисным креативным классом и хипстерами из обеих столиц. Россияне знакомятся друг с другом, и это, наверное, неплохо.
Российское тёплое море забито отдыхающими до отказа, заграница закрыта, жара в Северной столице стоит неимоверная, значит, надо ехать туда, где прохладно и чистый воздух без толп отдыхающих — в горы.
Российский Кавказ в этом плане практически идеален: от Петербурга лететь недалеко, вроде как развита инфраструктура, да и транспортная доступность самой высокой точки Европы (г. Эльбрус) вполне приемлема.
Комфорт с охраной
Но сейчас про Кабардино–Балкарию. Вызов такси в аэропорту Минеральных Вод через популярное приложение показал, что в классе комфорт нас готова обслужить водитель на автомобиле "Лада–Гранта". Прикинув, что ехать 3 часа, приняли решение поменять класс машины на комфорт+. И в этом более высоком классе нас обслуживала "Лада–Веста", водитель которой встретил нас со "стволом" на поясе. На невольное удивление и приподнятые брови был дан ответ: "Э! Газовый!" Ну а дальше мы попали в классическое "кавказское гостеприимство": бесплатная трёхчасовая экскурсия по дороге с посещением всех красивых мест и источников нарзана, которые попадались по пути.
Формально для курорта "Поляна Азау" лето не сезон, ибо там всё заточено под зимние виды спорта. Но все гостиницы, дома отдыха и частный сектор были забиты до отказа. Подъёмники в горы заполнялись уже с 10 утра, а в некоторых ресторанах редко можно было найти свободный столик в обеденные часы.
Только за кэш
Кстати, Кабардино–Балкария живёт в каком–то совершенно ином финансовом пространстве, отличном от страны. Здесь категорически отказывались принимать карты — во всех магазинах, ресторанах и кафе максимум, на что соглашались, так это на перевод денег "с карты на карту". Да и счёт всегда приносили на листочке бумаги, где наименования блюд и стоимость были написаны от руки. Учитывая, что в горах тяжело с банкоматами, это была одна из основных проблем для нормального отдыха.
С картами работали только подъёмники в горы, поскольку они принадлежат республиканскому туристическому ГУП. Вся остальная сервисная экономика трудится "всерую".
Кстати, когда проезжали последний крупный город на пути к Эльбрусу (примерно в часе езды от подножия горы), таксист честно сказал: "Если что–то нужно для жизни, то лучше купите здесь, в горах нормальных магазинов не будет". Нет, магазины, конечно, были, но они очень напоминали сельпо, где можно купить горячие пирожки, бытовую химию, шашлык из курицы, домашнюю чурчхелу и омывайку для авто. Причём всё это располагается на одном прилавке. Кстати, алкоголь в магазинах практически всегда находился за прилавком, и про него надо было спрашивать.
На вершину в тапочках
Наплыв туристов в горы этим летом, с одной стороны, обеспечил приток денег в туротрасль республики, с другой стороны — горы заполонили толпы людей, явно не подготовленных для такого специфического отдыха. Когда ты видишь, что на вершину Чегета лезут молодые люди в сланцах, а на Эльбрус пытается подняться девушка в балетках, то понимаешь, что не зря МЧС Кабардино–Балкарии бьёт тревогу в связи с участившимися несчастными случаями.
О количестве туристов в Приэльбрусье можно судить по тому, что спустя полчаса после того, как мы одними из первых в тот день поднялись на Чегет (примерно 3 450 метров над уровнем моря), на вершине уже находилось 25 человек, причём в альпинистском снаряжении было не более пяти.
Гостеприимность на поток
Туристическая летняя инфраструктура в предгорьях Эльбруса, в отличие от того же Пятигорска, Ессентуков или Железноводска, практически не развита. До ковида на Эльбрус поднимались либо альпинисты, либо лыжники, иногда заезжали организованные туристические экскурсии из Минеральных Вод. А это немного другая аудитория со специфическими запросами.
Массовый турист, на котором зарабатывает основные деньги туриндустрия, пока вниманием в Кабардино–Балкарии не избалован. Но это дело наживное. Туротрасль Дагестана (соседней республики) за эти два ковидных года стремительно перестраивается в сторону создания комфортных условий для массовых туристов из разных регионов России, осознав все преимущества для бюджета республики от приёма гостей из столиц и других регионов.
Если Кабардино–Балкария пойдёт по тому же пути, то уже через пару лет мы увидим и пешеходные экологические тропы, и избушки с национальной едой, и свежезаваренный кофе в горах, и другие "заманухи" для толп туристов из России.
Пока же путешествие в Приэльбрусье — это скорее туризм "не для всех". Впрочем, и в этом есть свои прелесть и очарование.