За год стоимость земельных участков, пригодных для строительства жилья, выросла на 25–50% в зависимости от локации.
По данным консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (Setl Group), "пятна" в спальных районах выросли с 10–20 тыс. рублей до 20–25 тыс. за 1 м2 будущих улучшений, в статусных локациях — с 25–35 тыс. до 30–40 тыс., а в центре города — с 35–55 тыс. до 40–65 тыс. рублей и даже более.
"Ещё год назад в пригородных локациях за КАД стоимость земли в последующей стоимости “квадрата” жилья составляла 7–9 тыс. рублей, а теперь уже 10–13 тыс. за 1 м2 улучшений. В среднем по всем типам лотов, без учёта особенностей земельных участков, цена выросла до 31 тыс. руб. / м2 улучшений, хотя много лет варьировалась в диапазоне 20–25 тыс. рублей", — отмечает Ольга Трошева, руководитель КЦ "Петербургская недвижимость".
Стоимость самых востребованных и ликвидных лотов выросла в разы. Как говорят участники рынка, это связано с ограниченным предложением на земельном рынке, из которого вымываются в первую очередь участки с полной градостроительной подготовкой.
По данным Colliers, за первые 6 месяцев 2021 года девелоперы приобрели более 665 га на $1 млрд. Это в 2 раза превышает результаты всего 2020 года, когда застройщики инвестировали около $500 млн в покупку более 332 га. Большая часть приобретённых в январе–июне участков (79%, или 517 га) приходится на периферийные районы города и ближайшую Ленобласть. Наибольшим интересом пользовались Новосаратовка, Пушкин, Стрельна, Парголово, Новоселье, Мурино. В черте Петербурга девелоперы купили порядка 138 га.
Как отмечают эксперты, территориальная структура нового предложения говорит о популярности удалённых территорий как в черте города, так и за его пределами. Одно из главных преимуществ таких проектов — меньший бюджет покупки в сравнении с обжитыми и центральными городскими локациями.
"Сливки с рынка сейчас соберут компании, у которых есть проекты, где реализуются бюджетные квартиры, а значит, программа льготной ипотеки будет полноценно работать. Ну и проекты, которые ориентированы на молодые семьи, — в этом случае будет задействована семейная ипотека. Новые проекты в 2021 году начали выходить на рынок более активно — суммарно выведено уже около 1 млн м2. Но этого всё равно мало для восполнения дефицита, который образовался за последние годы", — считает Ольга Ульянова, директор по маркетингу ГК "Полис Групп"
Всплеск спроса смыл самые ходовые объекты на рынке. Цена достигает максимума, и начинается переход от рынка продавца к рынку покупателя, а для удовлетворения его интересов нужны новые проекты", — полагает Дмитрий Павлов, президент группы компаний "Колвэй".