В ближайшие 3 года на линии Усть-Луга — Калининград начнут работать автономные паромы, управлять которыми будет автоматика. При вложениях порядка 120 млн рублей "Росморпорт" сможет сэкономить на экипаже и страховке.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов рассказал в эфире телеканала "Россия 1" о перспективах развития в стране беспилотного транспорта. Говоря о морских беспилотниках, он заявил: "Первый маршрут, который мы хотим отработать, может быть даже удастся первыми в мире его запустить, это Усть-Луга — Калининград (Балтийск)".
Как выяснил "Деловой Петербург", речь идёт о проекте "Автономное судовождение", который разрабатывает отраслевой центр "Маринет", являющийся частью проекта Национальная технологическая инициатива.
"В рамках проекта задача не просто запустить автономные суда, но и обеспечить адаптацию береговой инфраструктуры к автономным судам, — рассказал "ДП" генеральный директор "Маринет" Александр Пинский. — В этом смысле Санкт-Петербург обладает наиболее развитой береговой инфраструктурой, поэтому логично привязать маршрут в рамках проекта к Санкт-Петербургу. Одна из наиболее стратегически важных линий из Санкт-Петербурга — это в Калининград, потому что Калининград является географическим анклавом и связь с помощью морского транспорта — критическая".
По его словам, оператором автономных судов (так в морской отрасли называют беспилотники) будет ФГУП "Росморпорт", который сейчас достраивает железнодорожные паромы "Генерал Черняховский" и "Маршал Рокоссовский". Именно на них установят аппаратуру для автономного плавания. Она обойдётся вместе с установкой в 60 млн рублей на каждое судно, сообщил Александр Пинский. По его словам, до конца 2023 года паромы должны начать работу в автономном режиме. Но это не означает полного отказа от экипажа — операции погрузки и швартовки будут пока проводиться традиционным способом. В "Росморпорте" отказались от комментариев.
Предполагается, что проект будет окупаемым. "Экономический эффект складывается из нескольких вещей, — рассказывает Александр Пинский. — Это сокращение числа инцидентов, связанных с безопасностью. Как следствие, меньше убытков, меньше страховые премии за страхование судов и грузов. Следующий эффект — сокращается часть экипажа на борту, сокращается часть рейсовых затрат. Помимо этого сейчас в работе пакет мер стимулирования, которые будут предоставлять различные преференции автономным судам в России. В первую очередь это приоритет в обслуживании, возможно это сокращение портовых сборов... Подсчитать конкретно (параметры рентабельности. — Ред.) в каждом случае может только судоходная компания. В каждом случае эффект может быть разный. Где-то, где большие экипажи и сложные суда с высокой стоимостью страхования, он будет больше, где-то, где суда небольшие — меньше".
Сейчас на линии Усть-Луга — Балтийск работают два парома компании "Оборонлогистика", принадлежащей Минобороны. "Оборонлогистика" не планирует переходить на беспилотную работу", — сообщили "ДП" в компании.
Мировой опыт
Первый в мире автономный морской рейс совершил в 2019 году ролкер Iris Leader японской компании NYK по маршруту Синьши (Китай) — Йокогама (Япония). Электронная система выстраивала максимально эффективный с точки зрения затрат времени и топлива маршрут. При этом судно контролировал штатный экипаж.
В том же 2019 году китайская судостроительная корпорация CSIC заявила, что передала заказчику "первый в мире умный супертанкер". Сообщалось, что он может осуществлять плавание в автономном режиме. Работы в этом направлении идут и в других странах. В России в настоящий момент автономные системы проходят испытания на трёх судах, принадлежащих ФГУП "Росморпорт", ПАО "Совкомфлот" и Pola Group.
По словам Александра Пинского, вслед за запуском автономных паромов на линии Усть-Луга — Балтийск, следующим этапом станет строительство и ввод в эксплуатацию в новороссийском порту четырёх буксиров-автоматов, которые изначально будут построены как беспилотники. На них планируется реализовать групповое управление.
Пока только грузы
Тема развития автономного судоходства давно обсуждается в профильных СМИ. Авторы публикаций указывают на общемировой дефицит кадров в морском бизнесе. Также сообщалось, что расходы на содержание экипажа судна-контейнеровоза могут составлять порядка 44% операционных расходов судоходной компании. В абсолютных цифрах это около 3,3 тыс. долларов в день.
"Если говорить про грузовые паромные линии, особенно те, которые практически являются продолжением железной дороги, что собственно и представляет собой паромная линия между Калининградом и Усть-Лугой, то, конечно там элементы беспилотного управления вполне могут быть реализованы, — говорит генеральный директор "Интермарин Круиз Ферри Менеджмент" Игорь Глухов. — Потому что это регулярная паромная линия, которая работает по часам. Если брать утилитарную историю перевозки грузов из точки А в точку Б, то, конечно, перспективы в этой области огромны".
В пассажирском судоходстве, по его словам, об автономном судовождении речи пока не идёт, так как там у экипажа есть большое число социальных и представительских функций, которые невозможно передать автоматике.