1 августа по всей стране стартовала сельскохозяйственная микроперепись, которую проводит Росстат. Фермеры Ленинградской области не горят желанием в ней участвовать.
В ходе переписи планируется собрать данные о фермерских хозяйствах, ИП, сельхозорганизациях, некоммерческих товариществах и даже личных подсобных хозяйствах жителей деревень и сёл. Так что огороды и домашний скот граждан тоже попадут в большую статистику.
Владелец КФХ в Гатчинском районе Сергей Безденежных рассказал "ДП", что ему уже прислали форму для опроса.
"Насколько я понял, выбора у меня нет, опрос заполню, хоть и не знаю, насколько это обязательно. Но потрачу я на него 2 часа, которые мог бы потратить на работу на своей ферме. Не понимаю, зачем переписи нужны", — скептически говорит он.
Основатель КХ "Лебедь" (Лужский район) Алексей Лебедев рассказал "ДП", что большинство фермеров к таким мероприятиям относятся с осторожностью, потому что они связаны с государственными структурами.
"После такого безобразного отношения государства к малому бизнесу связываться с чем–то, что хоть как–то связано с государственными структурами, никто не хочет. Я занимаюсь этим бизнесом с 1990–х годов и знаю многих фермеров. Абсолютно все мечтают об одном: чтобы государство про нас забыло, не вспоминало и дало спокойно работать и заниматься хозяйством", — утверждает он.
Не все настроены так категорично. Фермер Владимир Перетин из Выборгского района пока никаких сообщений от Петростата не получал и про перепись не слышал. "Но, если ко мне придут для опроса, я его пройду. Почему бы и нет", — говорит он.
Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко объясняет, что переписи являются лучшим источником информации для эффективного управления государством. Это затратный процесс, так что большие переписи проводят раз в 10 лет. Чтобы данные были более точными, проводят микропереписи в чуть более частые промежутки.
"С учётом того, что по итогам 2020–го Россия после долгого перерыва вновь стала чистым экспортёром сельхозпродукции, актуализация данных о составе и структуре ресурсов сельского хозяйства позволит региональным и федеральным чиновникам повысить эффективность управления ими, общую отдачу и адресность реализуемых и планируемых мер поддержки, будет способствовать дальнейшему росту объёмов производства сельхозпродукции в стране. На основе этих сведений формируются федеральные планы и программы развития как отдельных отраслей, так и экономики, и социальной сферы страны в целом", — рассказывает экономист.
В отличие от всеобщих, неучастие отдельных субъектов в микропереписях не является критичным с точки зрения достоверности результатов. Главное, чтобы в наблюдаемой выборке были равномерно представлены все структурные группы генеральной совокупности.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал добавляет, что граждане, увы, опасаются пристального внимания к себе со стороны государства и переписей избегают.
По его мнению, в нынешней переписи особенно сложно будет учесть личные подсобные хозяйства (ЛПХ): "Это, по сути, форма хозяйства, которая не требует регистрации в ФНС. Люди просто держат у себя какое–то количество животных и птицы, производят молоко, яйца и мясо или выращивают овощи, фрукты, ягоды. Но это делается для собственных нужд. По закону ЛПХ могут реализовывать излишки такой продукции без уплаты налогов и без постановки на учёт. Но не все собственники это знают и заранее опасаются, что их заставят встать на учёт. Поэтому многие могут просто скрыть, что на участке держат небольшое количество птицы или продают картошку на рынке. Для статистики в масштабах страны это не станет сильной погрешностью, государство общую картину всё равно получит. И без переписи всем известно, что в наших деревнях люди многое выращивают, чтобы прокормиться семье и немного заработать".