Какой готовый бизнес можно купить в Санкт–Петербурге.
Пока одни мечтают воспользоваться кризисом и с нуля создать прибыльный бизнес, другие продают реализованные коммерческие идеи. "ДП" изучил торговые предложения под ключ.
На любой вкус
На момент поиска один из популярных сайтов бесплатных объявлений предлагал всем желающим почти 4 тыс. различных вариантов готового бизнеса. Наиболее удобные сервисы делят предложения по категориям: интернет–торговля, магазины, сфера услуг, сельское хозяйство, развлечения, транспорт, арендный или гостиничный бизнес, сфера красоты, медицина, автобизнес, коммерческая недвижимость и другие. Складывается ощущение, что среди всего представленного разнообразия можно найти всё что душе угодно, ориентируясь на собственные вкусы и предпочтения, стоимость бизнеса, ожидаемый оборот или уровень прибыли.
Прикупить готовый бизнес можно при достаточно скромном стартовом капитале. Так, за 35 тыс. рублей можно обзавестись онлайн–магазином по аренде водно–моторной техники (заявленная прибыль — 112,5 тыс. рублей в месяц) или корпоративной прачечной–химчисткой (заявленная прибыль — 1,4 млн в месяц). В 70 тыс. рублей обойдётся мастерская по пошиву изделий из натуральной кожи. В стоимость входит оборудование, мебель, инструменты, материалы и фурнитура. За 80 тыс. рублей предлагается арендовать стоматологический кабинет, а за 100 тыс. — торговое место в магазине, малярно–кузовной бокс или автостоянку. В каждом объявлении содержится описание того, что входит в стоимость. Чаще всего это площадка, оборудование, некоторое количество расходных материалов, наработанная база клиентов и сотрудники.
Если деньги не проблема, то можно присмотреться и к более солидным предложениям. К самым дорогим найденным вариантам под ключ относятся холодильный комплекс (200 млн рублей), ликёро–водочный завод с собственной ж.– д. веткой (180 млн), "прибыльный отель в самом центре города" (173,5 млн), база отдыха в 24 км от Санкт–Петербурга с собственным вейк–парком и банями (160 млн).
Как один из вариантов бизнеса под ключ предлагаются коммерческие помещения с арендаторами. На цену влияют размер помещения, его местоположение и сопутствующие объекты. Так, например, помещение с арендатором McDonalds в одном из городских торговых центров оценивается в 58,7 млн рублей.
И любые деньги
В лидерах по количеству предложений — магазины пива, салоны красоты и организации общественного питания.
Стоимость "пивной точки" начинается от 400 тыс. рублей. "Бар–магазин разливного пива в жилом комплексе" оценивается в 470 тыс. рублей (заявленный оборот — 200 тыс. руб./мес., прибыль — 100 тыс./мес.). "Выгодный бар в жилом массиве" обойдётся уже в 570 тыс. (заявленный оборот — 300 тыс./мес., прибыль — 50 тыс./мес.). "Раскрученный пивной магазин" владельцы оценили в 1,15 млн (заявленный оборот — 400 тыс./мес., прибыль — 70 тыс./мес.).
Студии красоты продаются в диапазоне от 600 тыс. до 2,3 млн рублей. На цену влияют площадь помещения, оборудование, наличи е/отсутствие передаваемых расходных материалов, качество ремонта, местоположение. Предложения с медицинским уклоном существенно прибавляют в цене. Так, например, стоимость стоматологического бизнеса варьируется от 1,7 млн до 7,3 млн рублей. Встречаются также предложения по продаже медицинских центров премиум–класса. В этих случаях стоимость взлетает до 100 млн рублей (такие предложения могут включать в том числе лицензию на осуществление медицинской деятельности).
Ценник в ресторанном бизнесе начинается с 600 тыс. (за булочную в Новогорелово) и достигает 5,5 млн рублей за кафе с магазином. Сеть шавермочных можно приобрести за 4,7 млн рублей, а караоке–бар — за 4,95 млн. Обычное (на вид) кафе в центре города оценивается в среднем в 1,3 млн рублей с потенциальной прибылью 80–100 тыс. ежемесячно. Кофейня обойдётся в 210 тыс. рублей и выше (в зависимости от местоположения, оборудования, наличия/отсутствия франшизы).
Стоимость автомоек варьируется от 450 тыс. ("автомойка восемь постов без конкурентов" — прибыль — 410 тыс.) до 50–115 млн рублей (автомойки такой категории входят в комплексное предложение, включающее землю и другие здания, например автосервис).
Помещения для гостиничного бизнеса можно приобрести начиная от 1,2 млн рублей (за мини–апартаменты, хостелы). За гостевой дом на Петроградке просят 19 млн рублей, а за "комфортабельную базу отдыха" — 22 млн. Гостиницу–особняк с оборотом 2 млн рублей и чистой прибылью 1,25 млн продают за 41 млн.
Вплоть до экзотики
Компьютерный клуб можно приобрести за 8,9 млн рублей. Заявленный продавцом оборот составляет 450 тыс./мес., окупаемость — 60 месяцев, прибыль — 150 тыс./мес. Любителям животных может быть интересно предложение по продаже гостиницы для братьев меньших во Фрунзенском районе за 1,4 млн рублей. Чистая прибыль, заявленная продавцом, составляет 1,56 млн в год.
"Сауна с постоянными клиентами в Красногвардейском районе" обойдётся всего в 1,65 млн рублей. Ожидаемая прибыль — 1,2 млн/год. Детективное агентство стоит около 600 тыс. рублей. При этом обещается оборот 300 тыс. рублей в месяц с окупаемостью вложений за 2 месяца и чистой ежемесячной прибылью 300 тыс.
Магазины встречаются самые разные. Магазин–шоурум детской одежды можно купить за 550 тыс. (ожидаемая прибыль — 25 тыс./мес.). Стоимость цветочных магазинов стартует от 550 тыс. рублей. Прибыльную сувенирную лавку на Лиговском можно прикупить за 1,5 млн рублей (ежемесячная прибыль обещана на уровне 120 тыс. рублей).
В объявлениях можно встретить предложения о продаже интернет–магазина интимных товаров. Их стоимость начинается от 550 тыс. рублей. Согласно одному из объявлений, в стоимость бизнеса входит: "адаптивный сайт; рекламные кампании; контакты поставщиков с выгодными условиями и с возможностью покупки от 1 ед. товара; контакты всех специалистов, которые занимаются обслуживанием сайта (веб–мастер, специалист по рекламе); обучение от собственника всем процессам с учётом всех накопленных знаний за весь период работы".
По информации продавца, наценка на товар составляет 30–200%, в день проходит от трёх до 10 заказов, "данный бизнес не требует много времени для развития, 3–4 часа в день вполне достаточно для контроля всех процессов". Чистая прибыль — 145 тыс. рублей. "Для новичка в бизнесе это самый подходящий вариант, в данном направлении не бывает возвратов и желающих приобрести продукцию огромное количество".
Луковая ферма — за 1,2 млн рублей. Продавец обещает чистую прибыль от 145 тыс. рублей в месяц: "Площадь ячейки составляет 200 м2, арендная ставка — 20 тыс. рублей, коммунальные услуги оплачиваются отдельно (15 тыс. рублей). Ремонт в помещении выполнен по всем нормам для благоприятной среды саженцев. Все коммуникации работают исправно, имеется всё необходимое оборудование для полноценного ведения деятельности. Штат сотрудников сформирован и готов продолжить работу под руководством нового собственника. Фонд оплаты труда составляет 120 тыс. рублей".
О чём молчит продавец
Степан Тарасов, генеральный директор консалтинговой компании:
"Бизнес продают по разным причинам, например из–за усталости. Предприниматели могут посчитать, что получаемая прибыль несоразмерна вложенным силам. Условно: они работают по 12 часов 7 дней в неделю, а чистую прибыль получают в районе 50–70 тыс. рублей. И вроде бы бизнес прибыльный и даже относительно стабильный, но им надоедает этим заниматься.
Есть люди, которые профессионально занимаются тем, что ставят бизнес, а потом его продают. Их, как ни странно, немало. Это такие полуагенты, которые арендуют помещение, нанимают людей, делают маркетинговые продажи, выходят на какой–то уровень и выставляют всё это на продажу. Грубо говоря, они потратили 3–4 месяца и продают компанию за 1,5–2 млн как работающий бизнес под ключ. Это привлекательно тем, кто не хочет самостоятельно заниматься стартом и начальным развитием бизнеса. То есть ты хочешь ресторан, но не хочешь закупать оборудование, думать о продажах, официантов искать, меню составлять. Но такие продавцы ресторанный рынок сильно не исследуют, а изучают рынок продажи бизнесов, поэтому в такой ситуации можно наткнуться на кота в мешке.
В пандемийное время количество продаж бизнесов под ключ выросло примерно в 2,5–3 раза. Увеличилось и количество мошенников, которые на этом пытаются заработать. Недобросовестные продавцы делают описание продаваемого бизнеса, которое не соответствует действительности. То есть мы говорим о рисованных отчётах, фиктивных договорах аренды. Это всё подпадает под мошенничество и Уголовный кодекс. Например, была ситуация — вроде бы нормальный бизнес, всё работает, а продавец получил уведомление о выселении через 2 месяца из–за сноса здания и не сказал об этом покупателю. Это утаивание, которое не является классическим мошенничеством, но по факту никак иначе это не назовёшь.
Какое–то время назад стало намного больше предложений и намного больше убыточных бизнесов. Могу привести пример одного ресторана на проспекте Обуховской Обороны. В 2019 году его выставляли за 12 млн рублей, потом опустились до 9 млн, потом до 7 млн. Сейчас его можно взять за 3 млн, даже за 2,7. В пандемию он не продался. Скорее всего, со временем он стал ещё более убыточным, вскрываются некоторые сложности с землёй. Это отдельный риск, когда ты можешь купить бизнес, а кто–то другой выкупит эту землю за год–два и скажет: "До свидания, я не буду продлевать договор аренды". Поэтому стоимость может сильно снижаться.
Если говорить об адекватности публикуемых объявлений о продаже готового бизнеса, нужно понимать, что продавцы всегда преувеличивают прибыльность бизнеса и завышают его стоимость. Если мы берём общепринятые условия, считается, что бизнес должен окупиться за 8 месяцев. То есть, вложив 1 млн, покупатель должен хотя бы по 120 тыс. в месяц чистой прибыли получать. Тогда купленный бизнес будет признан окупаемым и ликвидным. Бывают более долгосрочные проекты, но их ежемесячная прибыль выше. Чтобы подстраховаться, нужно смотреть, насколько описание интересующего бизнеса соответствует реальности. Например, если это частный детский сад и там стоит 12 кроваток, нужно проверить, действительно ли туда ходит такое количество детей. Со мной однажды консультировались, как накрутить продажи в официальной онлайн–кассе, которая зарегистрирована в налоговой и имеет все необходимые пломбы, чтобы как раз в объявлении по продаже бизнеса написать про оборот 300 тыс. рублей.
Если бизнес продают, то нужно понимать, что, скорее всего, в нём есть какая–то проблема. Это всегда нужно держать в голове. Например, если в бизнесе уже есть сотрудники, то не факт, что они сразу будут нормально относиться к новому собственнику. Просто встать на рельсы готового бизнеса и спокойно ехать дальше не получится. Это большое заблуждение. Обязательно придётся что–то улучшать, грамотно выстраивать бизнес–модель и бизнес–процесс".