Третий год подряд банки получают рекордную прибыль за счёт комиссий. Плата за денежные переводы или обслуживание платёжных карт ускоряет рост инфляции: комиссионный доход банковской системы превысил 1% ВВП.
Чистый комиссионный доход банковской системы РФ по итогам 2020 года превысил 1,3 трлн рублей, следует из материалов ЦБ РФ. Несмотря на пандемию, кредитные организации по сравнению с успешным 2019–м сумели увеличить сборы на 10%. За 6 месяцев текущего года прирост комиссий составил 26% год к году — более 712 млрд рублей. Регулятор по итогам текущего года прогнозирует для банковского сектора рекордные 2 трлн рублей чистой прибыли.
Доля комиссионного дохода, по разным оценкам, приближается к историческим 40%. Эксперты уверены: стоимость банковских услуг в ближайшие годы будет только возрастать. Массовой отмены комиссий ждать не стоит.
Компенсация потерь
Банки стараются брать плату практически за каждую операцию: ведение счёта, проведение платежей и переводов, валютный контроль, брокерское обслуживание. И хотя в количественном выражении жителей или юридических лиц в городе больше не стало, что могло бы пояснить повышение комиссионных сборов, банки продолжают наращивать количественные показатели.
По данным ЦБ РФ, в Петербурге на 1 апреля 2021 года количество открытых счетов физических и юридических лиц превысило 43 млн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 472 тыс. единиц. По формуле регулятора на каждого жителя города приходится восемь действующих счетов в банках против 7,9 годом ранее. Выросло и количество платёжных карт, на 4 и 19% у физических и юридических лиц соответственно.
Из–за ужесточения конкуренции финансисты готовы жертвовать доходом от наиболее востребованных услуг для частных лиц, например за оплату ЖКХ. При этом компенсируя недополученные доходы за счёт комиссий в новых направлениях, в том числе это активно навязываемые бизнес–карты для малого предпринимательства для работы с наличностью.
Продолжающийся рост комиссионных доходов финансисты объясняют несколькими причинами. Прежде всего идёт повсеместное внедрение пакетов услуг (наиболее распространённый — обслуживание карт нескольких платёжных систем или ведение счетов в разных валютах). Это позволяет сохранять конкурентное преимущество при неочевидном взимании платы за обслуживание: держатель счёта платит за комплекс услуг, не ощущая, что часть из них ему не нужна.
Вторым фактором стало взимание комиссий при невыполнении установленных лимитов: бесплатный характер обслуживания будет сохранён, если клиент выполнит условия по расходам на покупки, поддержание остатков на счёте или не превысит объём денежных переводов. Третьей причиной роста комиссионных стала так называемая плата за подписки: банки активно вовлекают пользователей в свои экосистемы, продавая услуги компаний–партнёров. И особенно предпринимательство (продавая им услуги от бухгалтерского сопровождения до проверки контрагентов).
Финансисты сетуют, что бороться за сохранение прироста комиссионных доходов становится всё сложнее: потребитель требует завышенной лояльности, стоимость которой приходится перекладывать на плечи третьих лиц, а повсеместная цифровизация удешевляет большинство услуг. Поэтому и приходится создавать совместные проекты, чтобы сохранять прибыль внутри своей банковской группы.
Ранее можно было зарабатывать на наличных валютообменных операциях. Сегодня рынок развился до уровня, когда пользователь не выходя из дома может начать торговать валютой прямо на бирже. Именно бурный рост фондового рынка (только на Московской бирже на начало августа было открыто 13,2 млн брокерских счетов, их число с начала года выросло на треть, обеспечивая стабильным комиссионным доходом брокеров, работающих в тандеме с кредитными организациями).
Банки действуют очень осторожно: резкое повышение тарифов может привести не столько к количественному оттоку клиентов, сколько к выводу ими денег на счета в другие кредитные или финтех–организации.
Как отмечает в своём обзоре Банк России, 25% прибыли банковского сектора в среднем за 2018–2020 годы формировалось благодаря дешёвым пассивам: зарплатные клиенты обеспечивают банкам остатки на счетах, из которых кредитные организации извлекают дополнительную прибыль.
"На комиссионный доход помимо размера самих комиссий влияет рост клиентской базы и её качество, доля активных клиентов и их транзакционная активность, совершенствование карточных и платёжных технологий, — поясняют в пресс–службе банка “Открытие”. — Максимально популярные сервисы дешевеют за счёт конкуренции и роста объёмов, а появление новых предложений и экосервисов вкупе с ростом платёжной активности позволяет наращивать комиссионные доходы".
Размер комиссии или её полное отсутствие не всегда являются конкурентным преимуществом: в ситуации отзыва лицензий или постоянных технических сбоев потребитель готов переплачивать за надёжность обслуживающего его банка.
Вернуть плату
По прогнозу международного агентства S&P, рост комиссионного дохода отечественных банкиров составляет 10–15% ежегодно. При этом, как отмечается в обзоре, темп прироста, если сравнивать его с периодом 2016–2019 годов, снизился в 2 раза. И, вероятно, в ближайшие годы снизится ещё сильнее.
Одной из причин аналитики называют потенциальное сокращение объёмов розничного кредитования, к которому так стремится регулятор. Оно помогало банкам получать косвенный комиссионный доход (в том числе за счёт агентских платежей по страховым продуктам или предоставления платных сервисов, например при регистрационных действиях при ипотеке).
Также банки уже потеряли часть комиссионного дохода из–за действий регулятора в другом направлении. После принудительного внедрения Системы быстрых платежей (СБП) кредитные организации практически лишились комиссий за денежные переводы p2p (от человека к человеку). Финансисты пока не могут подсчитать потенциальные потери от СБП в сегменте p2b (от потребителя бизнесу), так как срок обязательного применения в торговле наступит только в октябре.
"Комиссионному доходу отнюдь не приходит конец, потому что эквайринг никуда не уйдёт и ещё долгое время будет сохранять преобладающие позиции на рынке платежей, — рассуждает Владимир Прибыткин, председатель совета директоров банка ПСКБ. — Скорее мы видим тенденцию на снижение транзакционного дохода".
И виновата в этом всё та же СБП: детище регулятора уравняло российские кредитные организации под одним знаменателем, правда, пока лишь в части лимитных денежных переводов.
По мере её развития на другие направления банкам придётся изобретать собственные уникальные продукты, чтобы обеспечить себе комиссионный доход.
Вместе с тем финансовая нагрузка на кредитные организации усиливается. Ассоциация банков России (АБР) в своём исследовании отмечает: доходная сторона законодательно или регулятивно ограничивается либо обнуляется, а стоимость программного обеспечения и услуг IT–вендоров, критически существенная для бюджетов банков, никем не регулируется.
В любом случае все расходы оплачивает потребитель. На оказании услуг банки зарабатывают более 1% от ВВП страны. И в планах зарабатывать ещё больше, так как доход от кредитования сокращается.
“
Рост комиссионных доходов могут вызывать различные факторы. Для некоторых банков дополнительным инструментом может стать популярность сервиса платных подписок на всевозможные услуги. Не стоит забывать и ещё об одном источнике — лимитах. Так, некоторые кредитные организации при понижении комиссий за определённые операции могли пересмотреть условия лимитов — установить либо изменить пороги, при превышении которых отменяется действие пониженной или нулевой комиссии. Тренд бесплатного обслуживания карт часто действует при соблюдении определённых условий пользования, отступление от которых влечёт взыскание комиссий.
Елена Петрова
заместитель председателя правления банка "Русский Стандарт"
“
Традиционно большая часть комиссионного дохода формируется за счёт расчётно–кассового обслуживания, переводов, комиссий за обслуживание и операций по картам, брокерских услуг. В настоящее время банки всё больше продуктов и услуг переводят в цифру и дистанционные каналы, обрабатывают большие объёмы данных и быстрее оценивают риски, что существенно сокращает время на принятие решений. Это позволяет снижать издержки на разработку и обслуживание продуктов и, как следствие, уменьшать размер комиссий. В классическом варианте затраты на выплату бонусов и кешбэка компенсируются за счёт комиссии, которую банки–эмитенты получают от банков–эквайеров, когда картой расплачиваются за товары и услуги. Также в рамках программ лояльности партнёры банка компенсируют часть начисленных бонусов для привлечения клиентов в свою сеть.
Нина Виллемс
бизнес–лидер направления "Карты.Вклады" МТС Банка