Прирост предложения на уровне не менее 250 тыс. м2 в год начиная с 2022-го, спрогнозировали аналитики JLL.
"Мы ожидаем сохранения высокого спроса со стороны компаний сегмента e-commerce, которые продолжают региональную экспансию, — говорит Андрей Амосов, руководитель офиса компании JLL в Петербурге. — В долгосрочной перспективе мы прогнозируем большую кастомизацию спроса. Активность арендаторов будет смещаться в сторону проектов built-to-suit".
По данным компании, крупнейшие складские проекты ближайших лет реализуются компаниями под собственные нужды, включая распредцентр Wildberries на Московском шоссе (100 тыс. м2) и группы "Комус" на Софийской улице (60 тыс. м2). В числе спекулятивных проектов — третья фаза "PNK Park Шушары-3" (56,7 тыс. м2), "Белые ночи" (54 тыс. м2), третья фаза "Новоселья" (45 тыс. м2).
В целом объём ввода 250 тыс. м2 складских площадей в год для рынка Петербурга и Ленобласти — цифра вполне реалистичная и, с учётом растущего спроса на складскую недвижимость со стороны потенциальных покупателей и арендаторов, достижимая в ближайшем будущем, полагает Александр Солохин, коммерческий директор "СК Эксклюзив".
Однако достигнуть такого показателя уже в следующем году будет достаточно сложно, считает он.
"Одной из причин замедления ввода может стать рост цен на стройку. На рынок спекулятивных складов данный фактор имеет очень сильное влияние. Поэтому, на мой взгляд, 250 тыс. м2 складских площадей год – это реально, но начиная с 2023 года. Активность в сегменте я оцениваю на среднем уровне, даже, сказал бы, "чуть выше, чем в прошлом году", —отмечает Александр Солохин.
В сегменте мультитемпературных складов одним из факторов роста эксперт называет аномальную жару — многие температурные склады не способны выдерживать высокие температуры.
По данным Radius Group, поддержать такой уровень прироста может зафиксированный дефицит качественного предложения в двух сегментах индустриальной недвижимости: стандартные «сухие» склады (вакансия в классе А в регионе — порядка 26 000 м2) и специальные мультитемпературные комплексы и распределительные фулфилмент центры, которые никогда не были в свободной продаже (как спекулятивные объекты). В компании также отмечают влияние роста e-commerce.
"Спрос со стороны e-com будет сохранён, он зрел уже давно. Пандемия как раз позволила сформировать необходимый уровень доверия, которого долго не хватало потребителям", — отмечают в компании. Бум на рынке способствовал появлению более технологичных, автоматизированных, «зелёных» объектов, говорят в Radius.