Министр иностранных дел Сергей Лавров в пятницу, 13 августа, заявил о намерении РФ подать заявку на проведение летней Олимпиады в 2036 году. Среди возможных городов, которые смогут провести столь масштабное событие, он назвал Петербург и Казань. "ДП" выяснил, позволит ли инфраструктура Северной столицы принять Олимпийские игры.
По словам опрошенных "ДП" экспертов, скорее всего, Петербургу понадобится новый олимпийский стадион для организации церемоний открытия/закрытия Игр, а также проведения соревнований по регби, хоккею на траве или лёгкой атлетике. Очевидно, что городу придётся строить и олимпийскую деревню для спортсменов. С большой долей вероятности все они будут расположены в разных частях города.
"Олимпийских объектов не хватает. Да, есть хороший стадион на Крестовском острове, но нужен целый комплекс сооружений. Потребуется строить новые, и к этому вопросу нужно подходить комплексно. Проектировать не только здания, но и с ходу продумывать их транспортную доступность. Комплексный подход — основа успеха", — говорит заведующий кафедрой транспортных систем Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Александр Солодкий, который разрабатывал транспортную инфраструктуру Сочи к Олимпиаде 2014 года.
Олимпийскую деревню можно увязать с аэропортом на юге Петербурга или будущим аэропортом в Левашово на севере, чтобы не вести все транспортные потоки через центр.
По всей видимости, основные олимпийские турниры пройдут на Крестовском острове. Здесь расположено около 20 спортивных сооружений, в том числе новый футбольный стадион "Газпром Арена", баскетбольный стадион "Спартак" и легкоатлетический манеж "Газпрома". Совсем недавно газовый гигант открыл здесь и яхт-клуб.
Транспортный аналитик Владислав Булгаков подчёркивает, что уже сейчас на Крестовском острове вблизи спортивных объектов есть две станции метро, так что на этом можно сэкономить. К тому же в рамках подготовки к ЧМ-2018 было немало сделано для улучшения транспортной доступности Крестовского острова, в том числе на пути следования из аэропорта Пулково. Это и мост Бетанкура с новым участком набережной Макарова и развязкой с ЗСД, и развязка на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе, и Яхтенный мост.
Собеседники "ДП" отмечают, что с транспортной инфраструктурой в Петербурге проблем практически не существует, поэтому акцент нужно будет делать на организацию движения.
"Где-то ограничить движение, где-то его закрыть для индивидуального транспорта и так далее. На Олимпиаде есть разные категории тех, кого нужно возить, и разные требования к транспортному обеспечению. Главный момент — определиться с самой стратегией. Как, откуда, каким образом перевозить пассажиров. И тут всё будет зависеть только от людей, чтобы они всё просчитали. В Петербурге достаточно много специалистов по транспорту, по организации пассажирских перевозок. Есть кому эти задачи решать", — полагает Александр Солодкий.
"У нас достаточно мощный общественный транспорт. И если мы им недовольны в повседневном режиме, то с разовым мероприятием он справится: шаттлы с приоритетным пропуском, как было на ЧМ-2018, и т. п.", — добавил профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев.
Железнодорожная инфраструктура точно была бы хорошим подспорьем в решении транспортных вопросов. Нераскрытый потенциал, к примеру, виден в железнодорожной ветке Сестрорецк — Белоостров. Если расположить олимпийские объекты на берегу Финского залива, а олимпийскую деревню — на севере города, эти рельсы можно было бы задействовать. А строить новые спортивные объекты следовало бы вблизи железнодорожных станций. На фоне планов Смольного и РЖД по интеграции электричек в систему городского общественного транспорта картина выглядит логичной.
"Модернизация железных дорог не только обойдётся дешевле, но также даст огромное количество дополнительной провозной способности и новые транспортные связи для пассажиров, — сказал Владислав Булгаков. — В дополнение к пассажиронапряжённому транспорту стоило бы задуматься и об альтернативах, например о трамвайных линиях. Достаточно гибкий и дешёвый вид транспорта при строительстве и при эксплуатации по сравнению с метро и электричкой. А учитывая тот факт, что станции метро закрываются всегда при завершении крупномасштабных мероприятий, сеть трамвайных маршрутов могла бы стать надёжным вариантом для перевозки пассажиров. К тому же есть мировой опыт создания с нуля новых трамвайных систем к Олимпийским играм: Афины (2004 год) и Рио-де-Жанейро (2016 год)".
Не исключено, что Петербургу для проведения Олимпиады в 2036 году потребуется ещё один аэропорт для принятия спецбортов, чтобы не устраивать коллапс в Пулково. Аэропорта "Газпрома" в Левашово, судя по всему, будет вполне достаточно, считают эксперты.
В любом случае ясно, что любая новая транспортная инфраструктура после проведения Олимпийских игр должна быть ориентирована на решение задач внутри города. Это подтверждает мировой опыт, как и то, что эффективно использовать спортивную инфраструктуру после Игр будет гораздо сложнее.
"Есть много примеров тому, как Олимпийские игры оказывают существенное влияние на тот город, где они проводятся", — отметил в комментарии "ДП" архитектор Александр Кицула.
Например, в том же Токио к Олимпиаде 1964 года были возведены сооружения, которые стали знаковыми для истории архитектуры. Так же как и стадион, построенный к мюнхенской Олимпиаде 1972 года, с его новаторскими пространственными конструкциями (навесами и тросами). Объекты, которые были построены в Москве к Олимпиаде-80, сильно повлияли на развитие столицы СССР.
Спортивные новостройки в Сочи ознаменовали "целый переворот" в развитии этого города. К этому можно добавить, что в Ленинграде к Олимпиаде-80 был реконструирован стадион им. Кирова и построен СКК (оба объекта ныне утрачены).
"Довольно долго считалось, что крупные соревнования способствуют экономическому развитию", — отметил в комментарии "ДП" экономист Дмитрий Прокофьев. По его словам, серьёзные экономисты занялись изучением влияния этих соревнований на экономическое развитие в 1970-х. Поводом стал футбольный чемпионат мира в Германии. В то время популярным было утверждение, что проведение крупного спортивного состязания создаёт рабочие места для всех, кто причастен к его организации, несмотря на все возможные издержки.
Однако исследование экономистов Флориана Хана и Вольфганга Манинга (Employment effects of the Football World Cup 1974 in Germany) показало, что никакого долгосрочного эффекта для экономики не получается. Приезжают туристы, но только те, которые интересуются спортом. Общее же их количество не меняется.
"Создаются рабочие места, но это плохие места, условно говоря — “свободная касса”. Это сервисы, которые вспыхивают и умирают и никакого развития не дают", — пояснил собеседник "ДП".
Как сообщал "ДП", на прошедших Олимпийских играх — 2020 в Токио российские спортсмены завоевали 20 золотых, 28 серебряных и 23 бронзовые медали, заняв третье место в общекомандном зачёте.
Спонсор проекта "Олимпийский бизнес" — BackStage CrossFit (ООО "Атлант")