Во многих городах есть производители мороженого, продукция которых является полноценным брендом региона. Пятигорское, вологодское, карельское, саратовское… Вся эта продукция занимает лидирующие позиции по продажам в родных регионах, но за пределами соответствующего федерального округа её вряд ли встретишь.
Петербургское же мороженое — в силу широкой представленности на местном рынке брендов крупных российских и иностранных компаний — даже в своём регионе оказывается отодвинутым на второй план.
И это на фоне того, что производство и потребление мороженого в России растёт из года в год. Вопреки холодному климату, сезонности и требованиям о маркировке. Каждый из нас, согласно статистике, в год съедает 3 кг холодного лакомства.
В прошлом году вектор потребления мороженого заметно сместился — просел канал HoReCa, зато выросло количество покупок для дома, особенно мультипорционных форматов. Несмотря на все сложности локдауна, коронавирусные ограничения для торговли и прочие трудности, за прошлый год мороженого съели больше, чем в 2019–м.
А с начала этого года объём потребления вырос уже на 15% по сравнению с январём–июнем 2020–го. Эксперты центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка ожидают, что по итогам 2021 года он составит рекордные за последние 10 лет 448 тыс. тонн. Наверное, чересчур жаркое лето и правда поспособствует этому.
Объёмы производства в пандемийный год также показали рост по всей стране сразу на 8%, до 451 тыс. тонн. По прогнозам экспертов, по итогам 2021 года производство может вырасти ещё до 463 тыс. тонн.
Тренд на ЗОЖ уже добрался и до этой категории товара. Мороженое для диабетиков, веганов, спортсменов или безлактозные варианты лакомства, правда, пока не так сильно распространены в Петербурге. Тем не менее эксперты рынка с оптимизмом прогнозируют, что через несколько лет спрос может сместиться в пользу "здорового мороженого".
При этом производители фактически только начинают экспериментировать с вкусами. Крупные торговые сети не рискуют предлагать такой продукт своим покупателям. Ведь свободное место на полке и так довольно сложно найти (но для некоторых компаний иногда находится отдельный холодильник, видимо, за доплату).
Соответственно, для экзотики просто не хватает торговых площадей. Только "ВкусВилл" продаёт необычное мороженое московского и одного петербургского производителя. В общепите такие производители и вовсе на вес золота, хотя "Буше" и "Булочные Ф. Вольчека" уже ввели в свой ассортимент крафтовое мороженое.
В прошлом году в связи с локдауном производители сами стали искать путь к покупателям и начали активно развивать онлайн–каналы продаж. В результате теперь мороженое можно заказывать домой буквально ящиками.
Некоторые небольшие производители спасались именно тем, что делали акцент на доставке наборов на дом и даже предлагали варианты для пикника или загородных поездок в одноразовом термобоксе. Впрочем, офлайн тоже никуда не делся и продолжает развиваться. Небольшие фирменные розничные точки продаж появились в Петербурге, например, у "Чистой линии".
Российское мороженое ценится не только в стране, но и за её пределами — оно экспортируется в 35 стран мира. И является одним из ключевых продуктов отечественного экспорта. В 2020 году, по данным "Союзмолока", его экспорт вырос на 7,9%, до $56 млн. А за последние 10 лет в целом увеличился более чем в 8 раз — с 3 тыс. тонн в 2010 году до 26 тыс. тонн в 2020–м.
Ожидается, что экспорт в этом году вырастет ещё на 15% — до 30 тыс. тонн. Больше всего российское мороженое едят в Казахстане, США, Монголии и Китае. Но вклад Петербурга в эти показатели невелик.