Остановка крупных предприятий серьёзно сказалась на объёме промышленного производства страны. По оценке инвестиционной компании Peterland, основанной на данных Росстата, он так и не вернулся к показателю 1991–го, когда развалился СССР. За эти годы прошла приватизация предприятий, не раз менялись их владельцы. В 2000–х начался обратный процесс — укрупнения, в ходе которого заводы выкупались, входили в состав государственных концернов и корпораций. В основном такая судьба ожидала судостроительные и оборонные компании.
К стимулированию развития частной промышленности активно подключился Смольный, который прикладывал силы и оформлял льготы для создания автомобильного, а затем и фармацевтического кластера. Сейчас на повестке дня — пищевой.
Многие же другие заводы остались в частных руках и далеко не всегда сохранили производственную функцию. Их владельцы переквалифицировались в лендлордов, сдающих бывшие заводские корпуса в субаренду подо что угодно и в виде "как есть", иногда только "нарезая" цеха на более мелкие помещения. Но спрос на эту недвижимость появился. Сюда переехали "ремесленники" из "гаражных" производств, после того как власти выиграли борьбу с многочисленными гаражными кооперативами в черте города. Разносортное производство ютится в плохо приспособленных для этого помещениях, что иногда заканчивается трагедиями. Последний резонансный пример — сгоревшая "Невская мануфактура".
Но именно в этих недорогих по стоимости аренды, ветшающих осколках советского наследия зародилась новая малая и средняя промышленность города. Сегодня она готова расширяться, переезжать в современные, собственные или арендованные площади. Кто–то хочет расширяться, кто–то — передать бизнес наследникам. Да и в целом развивать его в собственном здании — весомая мотивация. Но идти им оказалось некуда.
По оценке экспертов, за минувшие 20 лет на промышленных территориях Санкт–Петербурга построено около 25 млн м2 жилья и коммерческой недвижимости. Взамен же появлялись лишь единичные промышленные объекты. Интерес застройщиков к редевелопменту не ослабевает. А значит, вымывание небольших производств из зданий старых заводов продолжится. Возможно, это даже их основной страх сегодня — внезапно получить уведомление о необходимости съехать. Ведь делать это придётся при дефиците предложения и растущих ставках аренды.
"Промышленные" же девелоперы не спешат выводить на рынок большое количество современных площадей и предлагать их на продажу или в аренду. Управляющие компании индустриальных парков ориентированы на строительство цехов в формате build–to–suit, когда здание строится под конкретного клиента. Это хороший вариант с индивидуальным подходом, но для него заказчику нужно иметь в запасе около 2 лет и приличную сумму для инвестиций. В нестабильные же времена небольшие предприятия предпочитают "парковать" вложения в то, что можно купить сразу.
Всё это говорит о том, что рынок производственной недвижимости должен измениться. И, вероятно, это произойдёт, поскольку спрос в довольно приличном объёме уже сформирован. Вчерашние "ремесленники", продававшие свои изделия поштучно на сервисе "Авито", участвуют в биржах стартапов крупных производственных корпораций, стремятся встроиться в цепочку локальных поставщиков. Промышленникам пора перестать надевать на обувь бахилы, вылезая из автомобилей у разваленных цехов среди луж.
Возможно, тогда и начнёт меняться ситуация с провалами производства, когда в начале пандемии город остаётся без защитных масок, а в жару — без кондиционеров и вентиляторов.