Калининградская область оказалась в "красной зоне" регионов, которые не смогут выполнить указ президента Владимира Путина о переработке отходов, согласно которому 100% мусора должно получать "вторую жизнь" к 2030 году. По оценке Регионального союза переработчиков отходов, сейчас вторсырьём становится около 7%.
Основная причина проблемы — эксклавное положение Калининградской области: маленький рынок, проблемы с таможней, зависимость от экспорта, которая в этом случае не означает ничего хорошего. В итоге отрасль тяжело болеет почти с самого рождения.
Удар под дых
Сейчас в регионе действует около 150 предприятий, которые занимаются сбором, сортировкой, вывозом, реже — переработкой отходов. Как правило, это микробизнес, особенно в случае с производством. Последнее занимает узкоспециализированные ниши: например, изготовление ручек для ПЭТ-бутылок или фурнитуры для пластиковых окон. Потребители — местные компании, которые тоже работают на небольшой калининградский рынок (в регионе проживает чуть более 1 млн человек), и объёмы их производства также невелики. За границей их продукцию никто особо не ждёт, везти её в "большую" Россию в большинстве случаев невыгодно из-за таможенной специфики.
С 1 января 2018 года вступил в действие Таможенный кодекс ЕАЭС, и калининградская переработка получила удар под дых. Все, кто вывозит вторсырьё или изделия из него на остальную территорию России, должны доказать, что в составе данных грузов нет иностранных товаров. Это специфика Калининградской особой экономической зоны, и логика таможни такая: раз ты не заплатил пошлину при ввозе импортного товара на территорию ОЭЗ, то, вывозя на остальную территорию России даже его часть, даже в составе другого изделия, ты обязан эту пошлину всё равно перечислить. А также уплатить НДС (который потом можно вернуть, но не у каждого микробизнеса есть для этого оборотные средства). Совсем не важно то, что сырьё, в которое превратился утративший потребительские свойства иностранный товар или его часть, по факту получило российское "происхождение".
Заложники ситуации
У судов другой взгляд на ситуацию: предприниматели, которые решаются на подобные тяжбы, дела выигрывают, хоть им и приходится проходить через все круги апелляционно-кассационного ада. Однако таможня свободно пропускает лишь конкретную партию груза, которой касался судебный спор, а с остальными нужно начинать всё сначала. Так, например, произошло с калининградской "Компанией АРС" (она занимается переработкой пластика), дошедшей до Верховного суда в 2019 году. Так случилось с "Балтийской компанией вторичных металлов", выигравшей апелляцию в году текущем. 122 килограмма лома с драгметаллами, которого касалось судебное разбирательство, таможня на аффинажный завод в Рязанскую область пропустила, а следующую партию в 16 тонн (столько накопилось на складах компании за последние годы) завернула обратно, и предпринимателям приходится судиться снова.
В случае с "околоаффинажным" бизнесом (аффинаж — это процесс отделения драгоценных металлов от примесей, и заниматься им в России имеет право только несколько специализированных государственных предприятий) ситуация осложняется тем, что у предпринимателей есть договорные обязательства с контрагентами — владельцами техники, из которой добывался этот лом. Часто речь идёт о госструктурах вроде воинских частей: они обязаны отчитаться о том, что ни грамма серебра из списанных раций или радаров не ушло "налево", для этого нужна справка, которую даёт после переработки аффинажный завод.
"Мы не можем сказать "ну и ладно, пусть эти отходы сгниют на мусорке", потому что у нас в каждом договоре написано, что мы должны их поставить на аффинажный завод. Мы заложники ситуации", — говорит директор "Балтийской компании вторичных металлов" Аскар Зинатулин. Завод платит ему за каждый килограмм лома 30 рублей, таможня насчитала пошлину в 4 с лишним раза больше — 125 рублей/кг. А потом и вовсе отказала в оценке груза, сославшись на то, что нужен специализированный таможенный пост, а такого в Калининградской области нет. Он есть, например, в Смоленской области — но для того, чтобы отвезти партию отходов туда, калининградцам надо пересечь границу. А для этого — оплатить пошлину. Круг замкнулся.
Именно из-за таможенных препонов калининградцы предпочитают вывозить подлежащее переработке и не нужное в регионе сырьё за границу. ООО "Эколидер" среди прочего собирает ПЭТ и до апреля этого года возило его в Тверскую область. Однако потом таможенная пошлина без объяснения причин для него выросла в 6 раз.
"600 тысяч рублей заплатите за одну фуру, где общая сумма материала — на 500 тысяч, то есть ты по сырью "в минусе" на 100 тысяч и ещё 120 тысяч нужно заплатить за перевозку. Переключился на Литву, хотя я "на Россию" хочу отправлять, чтобы поднимать свою экономику, а не Евросоюза. И это было очень смешно, когда я спросил у литовцев, а вы куда его, сырьё, дальше сдаёте? Говорят: а мы в Москву сейчас возим, пока цена хорошая на гранулу. Это просто анекдот!" — не скрывает эмоций начальник производства компании Анатолий Дмитриев.
Перспективы выхода из "красной зоны"
"Экспортируют ликвидные, хорошие отходы — это раздражает, потому что мы могли бы на этом зарабатывать и создавать новую экономику, а так мы кормим экономики других стран", — вторит ему глава Регионального союза переработчиков отходов Святослав Лавриненко. Он не согласен с тем, что отрасль дышит на ладан и убеждён в её жизнеспособности, поскольку сталкивается с постоянным запросом со стороны начинающих предпринимателей, но подтверждает, что стагнация есть.
Решить проблему переработчики надеялись при помощи поправок в закон о Калининградской ОЭЗ, которые всё это время обещали принять областные власти. Их в итоге разработал Минфин России, но запланированные изменения оказались такими, что представители отрасли схватились за голову. Например, согласно этим поправкам иностранными товарами автоматически признаются даже отходы, полученные из изделий советского производства ("Деловой Петербург" подробно писал об этом). Законопроект успел пройти только первое чтение в Госдуме. "Сейчас был представлен целый ряд поправок к поправкам — через Калининградскую торгово-промышленную палату, Союз предпринимателей — ждём нового созыва Госдумы. Нам обещали, что сентябрь–октябрь — второе чтение должно состояться", — рассказывает Святослав Лавриненко.
Пока суд да дело, соседние государства держат руку на пульсе и не дают калининградской переработке поднять голову, оперативно снижая закупочные цены при малейших её проблемах на границе. Однако, поскольку других вариантов нет, именно на этот путь делают ставку региональные власти сегодня. Полтора года назад в Калининграде начался эксперимент по раздельному сбору отходов. Сначала во дворах для этого обустроили 60 площадок, с середины августа нынешнего года к ним добавились ещё 30. За это время было собрано 100 тонн сырья. В сравнении с объёмами мусора, который попадает на местные свалки ежегодно (около 450 тыс. тонн) — капля в море, но эксперимент признан успешным: местные жители довольно быстро привыкли к новым контейнерам и приучились разделять отходы. "Как попало" мусор выбрасывали в первые два-три месяца, сейчас таких случаев почти нет, рассказывает оператор вывоза раздельно собранных отходов в Калининграде — индивидуальный предприниматель Олег Пауков, организатор популярного в регионе проекта "Зелёное дело".
"Есть ощущение, что жители стали более активны, особенно это нынешний год показал по ПЭТ-бутылкам. Возможно, это связано и с туристическим сезоном, посмотрим на динамику августа и сентября — но сбор "прыгнул": с мая объём ПЭТа в раздельных контейнерах увеличился в два раза. И в целом отходов стало больше. Если раньше удавалось собрать 3-4 тонны в месяц, то сейчас 8", — рассказывает он. На свою работу в 2021 году Олег Пауков получил грант от областного правительства в размере 5,4 млн рублей.
В будущем году региональные власти надеются запустить раздельный сбор в некоторых курортных муниципалитетах, а потом распространить его и на другие города. Очевидно, что такими темпами президентский указ не выполнить, однако это хороший задел на будущее: отходы, отсортированные до попадания в мусорные контейнеры, являются самыми ликвидными.
Пока же решить задачу выхода из "красной зоны" в Калининградской области хотят с помощью двух инвестпроектов. Самый главный — комплекс по обработке ТКО мощностью 300–350 тонн, запланированный к открытию на новом мусорном полигоне, который также ещё в проекте. Его "узкое" место в том, что это концессия (причем, инвестор намерен использовать заёмные средства — изначально называлась цифра в 2,3 млрд рублей, а, согласно расчётам региональной службы цен и тарифов, это более 6 млрд рублей): есть опасения, что на нужную мощность комплекс вовремя не выйдет.
Второй инвестпроект — мусоросортировочная линия мощностью 25 тыс. тонн на существующем полигоне в посёлке Круглово, который эксплуатирует региональный мусорный оператор — областное государственное предприятие "Единая система обращения с отходами". Эту линию намечено запустить с 1 января будущего года.