На минувшей неделе онлайн–маркетплейс Wildberries разослал пресс–релиз, который вызвал массу эмоций у всех участников рынка безналичных расчётов: международных платёжных систем, банков, торговых сетей и потребителей. Ретейлер поднял стоимость товаров на 2%, если покупатель платит за покупку банковской картой международной платежной системы (МПС) — Visa или Mastercard.
Акцент в сообщении сделан на том, что держателям отечественных карт "Мир" (оператором выступает Национальная система платёжных карт, НСПК) и пользователям сервиса SberPay одноимённого банка покупки обойдутся дешевле.
В рейтинге Data Insight интернет–магазинов РФ Wildberries по итогам 2020 года занимает первое место (оборот превысил 413 млрд при оценке общего рынка в 2,1 трлн рублей). Решение изменить принцип ценообразования формально нарушает российское законодательство о защите прав потребителей и антимонопольное.
Иностранные платёжные системы инициировали "изучение сложившейся ситуации": они осторожно намекают на дискриминацию и недопустимость подобных шагов, последствия которых могут привести к ценовой войне.
Наталья Базалей, директор дирекции некредитных продуктов и дистанционных каналов банка "ТКБ", отмечает, что торговые точки не могут устанавливать разные наценки на один товар в зависимости от способа платежа.
"Решение перенести расходы по эквайринговым комиссиям на покупателя — это не про войну между платёжными системами, а про экономику", — отмечает эксперт.
Участники рынка считают, что публичное выступление ретейлера окажется прецедентом и на горизонте нескольких лет сможет изменить ценообразование всего рынка.
"Данная кампания точно будет поддержана ЦБ РФ и НСПК, если не сказать больше: она может быть спровоцирована ими, — на условиях анонимности говорит один из совладельцев участника платёжной инфраструктуры. — Всё точно укладывается в долгосрочную стратегию снижения влияния МПС на российские внутренние расчёты".
Мажоритарным владельцем Wildberries является Татьяна Бакальчук. В феврале текущего года она приобрела 100% регионального банка "Стандарт–Кредит", переименовав его в одноимённый бренд с маркетплейсом.
По оценке Интерфакса, по итогам первого полугодия кредитная организация по размеру активов занимает 323–е место в РФ. По данным ЦБ РФ, банк не является участником ни одной МПС. По оценке экспертов, приём платежей магазину осуществляет Сбербанк (вероятно, отсюда и лояльность к его собственной платёжной системе в заявлении ретейлера).
"Отечественные игроки платёжного рынка полностью ориентируются на внутренние, в первую очередь бюджетные, расчёты, — рассуждает один из экспертов. — Политика МПС и их прессинг на методики наших тарифов зачастую очень мешает. И если подавляющее число клиентов уйдёт на использование исключительно российских способов платежей, мы от этого только выиграем".
Карты "Мир" по итогам 2020 года, как ранее сообщали в НСПК, по оборотам занимают 24% рынка, остальное — иностранные игроки. На момент внедрения отечественного платёжного инструмента в 2014 году в планах у ЦБ РФ было захватить не менее половины рынка, чего пока никак не удаётся достичь.
Поэтому предпочтение Wildberries российской платёжной системы большинством игроков воспринимается как лакмусовая бумажка: в зависимости от реакции МПС можно будет предпринимать дальнейшее наступление на иностранцев.
МПС не готовы сдаваться: осенью 2020 года Visa в среднем на 0,2% подняла тарифы, в апреле текущего за ней последовала и Mastercard. И, безусловно, если примеру маркетплейса последуют другие игроки, остановить рост тарифов будет уже невозможно.
"Слишком сильно за последние 2 года выросла стоимость эквайринга, перешагнув за приемлемый психологический барьер 1,8–2,0%, и это происходит на уровне общего снижения объёмов продаж, выручки и маржинальности, а потому чувствуется вдвойне острее, — рассуждает Денис Бобылёв, председатель правления ПНКО “Элплат”. — У МПС нет законного способа обязать точку работать только через определённую платёжную систему, диалог, как и с кем работать, вначале складывается не с МПС, а с собственным банком–эквайером, который предоставляет комплексную услугу".
По мнению эксперта, если платёжная система хочет повлиять на продавца, то она вынуждена строить диалог и устанавливать требования через банк–эквайер. И если банк пойдёт на поводу у МПС, то торговая точка может банально сменить его на другой, выиграв время, и снять остроту вопроса.
С другой стороны, МПС могут оказать давление на банки через условия обслуживания карт: при их доле рынка в 76% они могут себе позволить диктовать любые условия. Так, по данным ТАСС, в пятницу Visa предупредила банки–эквайеры, работающие с Wildberries, о штрафе $25 тыс. в случае начисления дополнительной комиссии при покупках по картам Visa. Санкция будет применена к банкам, которые не исправят ситуацию с допкомиссиями до 31 августа.
Карты "Мир" сегодня используются в основном в бюджетной сфере; люди, получающие социальные выплаты, по доходам куда скромнее, чем держатели карт Visa и Mastercard, а бизнесу нужны хорошо платящие клиенты.
"Есть задача качнуть рынок эмиссии НСПК. Тут есть своя стройная логика. Где–то клиентам будет выгоднее применять Систему быстрых платежей, где–то сами карты “Мир”, — финализирует эксперт. — Плюс уже есть и появятся масса иных программ, вроде туристического кешбэка. Применение МПС во внутренних расчётах через 3–5 лет станет чем–то сродни экзотике, которой будут пользоваться только ярые апологеты–фанаты МПС, игнорируя очевидные дополнительные издержки и неудобства".
“
Для развязывания полноценной войны между платёжными системами усилий одной торговой точки, даже такой крупной, недостаточно. Всё это не более чем попытка популяризировать национальную платёжную систему и увеличить эмиссию их карт. Однако, если все просто закроют на это глаза, мы получим достаточно неприятный прецедент, который развяжет руки тем, кто за этим стоял, и даст им возможность продолжать экспансию подобным путем. В конечном итоге это приведёт к настоящей дискриминации покупателей. При таком сценарии конкурирующие платёжные системы захотят снизить комиссии, а потерянную выгоду перекинут на потребителей, ухудшив условия пользования и урезав программы лояльности.
Ксения Артемьева
Операционный директор финтех–платформы "Фаст Ривер"
“
Модель карточного рынка скопирована с США, где исторически банковские карты в основном кредитные. Покупатель совершает покупку, пользуясь деньгами банка. Такая модель привлекательна для бизнеса: он платит комиссию за привлечение покупателя, за совершение сделки здесь и сейчас. Но в России большинство карт — дебетовые, и совершение покупок по ним, будем честны, интересно в первую очередь эмитентам (вспомним, кто крупнейшие). Другое дело, что большую часть доходов эмитенты направляют на покрытие издержек и стимулирование покупателей в виде программ кешбэка.
Владимир Прибыткин
председатель совета директоров банка ПСКБ