"ДП" выпускает первый рейтинг петербургского ретейла — проверили его самочувствие именно в пандемийный год.
Редакция регулярно расширяет перечень отраслей, чьё бытование пропускаем через числовые фильтры. В этом году посмотрели, чем "дышала" отрасль, которая и в "мирное" время зависит от разнообразных переменчивых внешних влияний (вынуждена и подстраиваться под запросы и интересы потребителя, и следовать трендам, возможно даже моде, которую задают зарубежные практики ретейла), а в прошлом году оказалась ещё и под пятой локдауна.
Несмотря на это, клиент скорее жив, но ритм его дыхания изменился. Резкая — и по скорости, и по векторам — смена матрицы потребительского поведения вкупе с "запретом на работу" совершила революцию. Пленных не брали. Так что 2020-й кому-то дал шанс наконец "выстрелить", кого-то почти прибил к земле.
Мы рассматривали петербургские компании с ОКВЭД розничной торговли без аптечного сегмента (ему посвящён отдельный Рейтинг, который выйдет в сентябре) и торговли моторным топливом. В шорт-лист попали наиболее крупные компании с выручкой более 700 млн рублей по итогам 2020-го. Победители определены по динамике этого показателя по отношению к 2019-му. Обращаем внимание: в таблице указаны бренды, а информация по показателям приведена для юридических лиц, которые с ними соотносятся.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг брендов Петербурга — 2021
Стало общим местом, что в 2020-м больше всех пострадали книжные и ювелирные магазины, fashion-ретейл. Менее "больно" было FMCG: были и такие, что смогли получить хорошую прибыль и оказаться в плюсе.
В общем, как известно, не бывает правила без исключения. Книжных магазинов в нашем топ-25 действительно нет. Но как минимум не ухудшили показатели ювелирная сеть "585. Золотой" (+15% роста выручки по сравнению с 2020-м), а также марки Melon Fasion Group (+10%). Нацеленная на другой сегмент аудитории Babochka тоже в плюсе (+20%). Закрытые границы и невозможность выехать на шопинг в Европу, вероятно, способствовали росту продаж известных брендов в петербургских бутиках.
FMCG в лице "Улыбки радуги" в рейтинге на 7-м месте (+ 47%), при том, что спрос россиян на косметику и дрогери в 2020 году сократился. Пришлось идти в онлайн. Его доля, по информации руководства сети, в структуре продаж в 2020-м выросла на 430%.
Лидером рейтинга со значительным отрывом стал "Самокат". Немудрено, учитывая, массовую удалёнку и, видимо, с непривычки довольно последовательное соблюдение строгих ограничений весны-2020. Отметим также, что к формату компания приучила довольно успешно. Обратная стороны популярности для потребителей — провалы во времени доставки и наличии ассортимента — например, в дождливую погоду. Однако это издержки того, что услуга востребована, а бренд в сознание внедрён.
Менялся DIY, но ему пандемия скорее помогла выплыть, чем утопила. Причины — вполне психологические.
Однако не только крупными продуктовыми сетями федерального уровня или маркетплейсами жив потребитель, да и бизнес. Поэтому отдельные подрейтинги посвящены non-food ретейлу и e-commerce. Для них уровень отсечения по выручке был снижен. Результаты в e-commerce подтверждают слова экспертов о том, что регионалам для выживания нужно определить и занять свою нишу. В тройке лидеров и интернет-магазины по продаже стоматологических инструментов и пищевых добавок. Резонно, если предположить, что малый бизнес (например, в сфере стоматологии) не мог себе позволить остановиться в локдаун. В non-food ретейле в десятке самых динамичных много магазинов одежды и товаров для детей.