Показатели e-commerce уверенно шли бы наверх и без пандемии, но она придала ускорение.
Тренд на регионализацию e-commerce сохраняется, но в прибыли — маркетплейсы.
Интернет в полный рост
В исследовательском агентстве Data Insight, специализирующемся на рынке электронной коммерции, оценили рост российского рынка в 44% (по итогам 2020–го объём составил 2,5 трлн рублей). Без влияния пандемии показатель был бы только 29%.
Трансформации, на которые в норме уходит несколько лет, произошли с рынком за год. А скорость изменений, как ни банально, имеет значение, так как требует гибкой перенастройки процессов.
Как отмечает независимый консультант Анастасия Куценко, в Петербурге о запросе на электронную коммерцию можно судить по данным о контрактах на строящиеся складские помещения. Наблюдается дефицит готовых объектов, а 40% складов со сроком сдачи в 2022 году уже зарезервировано. "Основными покупателями и арендаторами как раз являются e–com–компании, дистрибьюторы и ретейлеры", — подчёркивает Анастасия Куценко.
Из Москвы до самых до окраин
Если в начале 2000–х, по данным SpyLOG, речь шла о сотнях интернет–магазинов и совокупной аудитории в десятки тысяч человек в день, а 77% российского трафика на сайтах отечественных площадок генерировалось жителями Москвы, то уже спустя десятилетие доля столичного региона на рынке e–commerce снизилась в 2,5–3 раза и одновременно почти в 4 раза увеличилась доля регионов.
Росло и число интернет–магазинов. Однако в начале 2020–х в условиях жёсткой конкуренции со стороны федеральных маркетплейсов шансы имеют сравнительно узкопрофильные интернет–магазины. Даже на рынке e–grocery, который является, по словам экспертов, наиболее локализованным, доминируют федеральные проекты. И случилось это не в последние пару лет. "Ещё в 2013 году небольшим локальным магазинам было трудно выдерживать ценовую конкуренцию с крупными федеральными и региональными сетями, сейчас же локальных игроков практически не осталось", — отмечает партнёр Data Insight Борис Овчинников. По его мнению, единственным исключением является аптечный сектор.
В Петербурге и в Москве растёт в основном частота онлайн–покупок, а в регионах — и частота, и количество новых покупателей в онлайне, приводят данные в Data Insight. При этом рост доли регионов замедлился, но только потому, что в Петербурге и Москве открылся новый огромный потенциал в онлайн-продажах продуктов питания и других товаров первой необходимости. При всём при этом, говорят в Data Insight, по показателям e–commerce разница между федеральными округами и Москвой остаётся существенной (самые низкие позиции у Северного Кавказа).
Один клик издалека
Восемь лет назад различался набор того, что покупали пользователи: в регионах основная часть онлайн–покупок приходилась на три товарные категории — "одежда и обувь", "некрупная электроника и бытовая техника", "автозапчасти". В Петербурге и Москве аудитория e–commerce и спектр покупаемых через интернет товаров были более разнообразными. Но сейчас и регионы стали значительно "всеяднее". А это значит, что в выигрыше маркетплейсы.
Их представители, разумеется, полагают, что главным драйвером развития электронной коммерции является именно формат мультикатегорийных платформ. Впрочем, небезосновательно. "Федеральные компании имеют возможность использовать предиктивные IT–модели, рассчитывающие спрос и остатки товара, а также предоставлять потребителю пользовательский опыт на высоком уровне, — считает управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин. — Доля региональных игроков объективно меньше, потому что меньше и возможностей создать полноценную и эффективную экосистему, которая сможет на равных конкурировать с уровнем сервиса компаний федерального уровня".
В регионы пошли и непрофильные игроки, усиливая конкуренцию для малочисленных местных. Соцсеть "ВКонтакте" активно вводит новые функции для продавцов, развивает рекламные кабинеты и привлекает предпринимателей. Правда, эксперты говорят, что серьёзным конкурентом "ВКонтакте" не станет. "Приложение можно рассматривать как одного из игроков на рынке, который сможет получить свою долю аудитории. Но ему будет сложно бороться с крупными конкурентами, для которых e–com является основным направлением работы. Для соцсети это скорее заявка на экосистему", — считает Анастасия Куценко.