В кинотеатрах вновь показывают культовый фильм "Побег из Нью-Йорка".
На этой неделе компания "Иное кино" выпускает в повторный прокат язвительную и печальную антиутопию–триллер Джона Карпентера о том, во что может превратиться Нью–Йорк, полный грабителей, насильников, убийц и предварительно отгороженный от остального мира 15–метровой стеной. На экранах вновь легендарный "Побег из Нью–Йорка".
Отложенный старт
Импульсом для написания сценария послужил Уотергейтский скандал (1972–1974), но ни одна студия не пожелала его купить из–за чрезмерной, как представлялось большим боссам, мрачности и жестокости. Но время шло, Карпентер снял хоррор "Хэллоуин" (1978), собравший $60 млн при бюджете $325 тыс., и этот сумасшедший успех реанимировал интерес к нереализованным проектам режиссёра.
Для начала необходимо было максимально точно подобрать актёра на роль Змея Плискина. Студия Avco–Embassy Pictures, финансировавшая проект, предлагала Чарльза Бронсона, Томми Ли Джонса, Чака Норриса, Ника Нолти и даже Джеффа Бриджеса. Курт Рассел не рассматривался даже как запасной вариант. Причиной тому были работы в предыдущих проектах — преимущественно семейное кино и комедии вроде "Чарли и ангел", "Рождественское чудо" или "Подержанные автомобили". Но настойчивость режиссёра, основанная на его опыте работы с Расселом на байопике "Элвис", помогла убедить продюсеров остановиться именно на кандидатуре 30–летнего актёра.
Сам Рассел был несказанно рад такому развитию событий, поскольку давно мечтал освободиться от имиджа, приобретённого в диснеевских картинах. И к роли Змея готовился так, будто она станет последней в его карьере. Вдохновлялся он образами сразу нескольких актёров и киногероев: Брюса Ли и Клинта Иствуда, Дарта Вейдера и Экс–терминатора ("Мститель", 1980).
40 лет спустя
Непосредственно в Нью–Йорке сняли всего две сцены — перестрелку под статуей Свободы и утренний Манхэттен, на фоне которого появляется вертолёт. Карпентер впоследствии с гордостью (и справедливо!) рассказывал, что они стали первой кинокомпанией, получившей разрешение на ночные съёмки на острове Свободы. За 3 месяца до этого там была заложена бомба, и, разумеется, добиться положительного заключения было совсем непросто.
Большинство же эпизодов снималось за пределами Города, который никогда не спит. Например, ночные уличные сцены — в Восточном Сент–Луисе. В 1976 году сильный пожар уничтожил там несколько кварталов, но их обветшавший, растерзанный вид как нельзя кстати отвечал художественному замыслу "Побега". А, скажем, кадры, в которых вертолёт летит над Центральным парком, снимались в калифорнийском Сан–Фернандо. Задние планы рисовал будущий создатель "Терминатора" и "Титаника" Джеймс Кэмерон, тогда только начинавший кинокарьеру в качестве режиссёра спецэффектов.
Но были и потери, которые случились уже на стадии монтажа. В исходной версии фильм открывался сценой, где Змей с подельником неудачно грабят федеральное хранилище, однако фокус–группа сочла эти эпизоды затянутыми, и в итоге их вырезали.
Совместные усилия не слишком большой группы единомышленников в итоге окупились сполна — буквально и символически. В прокате фильм собрал почти $25 млн против затраченных $6 млн и быстро стал культовым. В 1996 году вышло продолжение — "Побег из Лос–Анджелеса", уже не ставшее настолько знаковым. В 20о7 и 2017 годах заговорили и о ремейках — к счастью, не состоявшихся.
"Побег", выпускаемый на экраны спустя 40 лет, сегодня смотрится как ехидная сатира, упакованная в обёртку фантастического экшена с незатейливыми диалогами, бесхитростным сюжетом и не склонным к рефлексии антагонистом–протагонистом, чьему обаянию поддаёшься немедленно.