Сервисы доставки в России за I квартал 2021 года доставили 290 млн посылок. Это на 56% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По доле онлайн–заказов и объёму продаж, согласно исследованию Data Insight, в 2020 году лидируют Москва, Московская область и Петербург. Суммарно на эти регионы приходится 41% всех дистанционных заказов и покупок, совершённых в стране. Рынок Москвы оценивается в 169 млрд рублей, Петербурга — в 71 млрд.
В исследовании отмечается, что доставка до двери больше всего развита в столице. В целом же самым популярным каналом остаётся доставка в пункты выдачи заказов и постаматы. По данным Data Insight, доли собственных служб магазинов последние 3 года стабильно увеличиваются.
Директор по продажам СДЭК Андрей Мякин считает, что в дальнейшем будет происходить постоянный переток от доставки до двери в направлении доставки до постаматов и ПВЗ, так как для клиентов гораздо большую роль играет управление своим временем: им удобнее самим забирать свой заказ.
Драйвером рынка e–commerce, по мнению CEO PickPoint Надежды Романовой, сейчас является увеличение частотности заказов на одного человека. По итогам года объём рынка российского e–commerce может достигнуть 1,5 млрд заказов. Мякин даёт более скромный прогноз — 1,2 млрд доставок при росте рынка на 40%.
"Доля Петербурга у разных ретейлеров в зависимости от их товарной матрицы варьируется от 6 до 9%. Если усреднить, то на Петербург придётся 7,5–8% всего российского трафика e–commerce", — считает Романова. По её словам, рост рынка происходит на всей территории России практически равномерно, поэтому наращивание трафика в Петербурге будет коррелировать со средними показателями.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Марк Шерман считает, что у рынка доставки огромный потенциал, но то, насколько он быстро будет реализован, зависит от нескольких факторов: "Это появление новых складов плюс популяризация рынка онлайн, чтобы люди делали всё больше заказов повседневного спроса и переставали ходить по магазинам".
При сегодняшнем темпе роста, по его мнению, доставка может достигнуть своего потолка не раньше, чем через 10 лет. Подстегнуть процесс может полное снятие ограничений по доставке лекарств и алкоголя.
"Рынок растёт минимум на 10–15% в год, уже сейчас многие магазины, например бытовой техники, выполняют роль витрин, поскольку заказы онлайн дешевле для обеих сторон", — заключает Шерман.