Либерализация закона о телемедицине могла бы дать мощный толчок для более интенсивного внедрения онлайн–форм взаимодействия врача и пациента.
По словам Евгения Дубенского, президента САО "Медэкспресс", в последние год–полтора на фоне пандемии телемедицинские консультации получили широкое развитие.
"Большинство подобных сервисов существует на рынке более 5 лет, однако, по статистике, именно за последние 12 месяцев использование медицинских телеконсультаций в среднем выросло в 6 раз", — рассказывает Евгений Дубенский.
По мнению эксперта, существенное изменение претерпела и структура обращений.
"Если в допандемийный период мы наблюдали значительное число обращений из регионов, которые слабо обеспечены медицинскими учреждениями, то сейчас значительный рост фиксируется во всех регионах, в том числе и в таких крупных городах, как Петербург. Большая часть обращений за телемедицинскими консультациями связана с острыми состояниями и обострением хронических заболеваний, несколько меньшая — с расшифровкой анализов, далее следует получение второго мнения, действия после получения травмы, кожные высыпания и другие", — комментирует Евгений Дубенский.
Модернизация системы
Замдиректора департамента методологии и андеррайтинга ДМС компании "Росгосстрах" Ольга Купцова убеждена, что телемедицина сейчас претерпевает свою модернизацию от простого коробочного продукта к сложной системе организации помощи. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что страховые компании постоянно расширяют границы онлайн–консультирования.
Например, "Росгосстрах" помимо неограниченного количества телемедицинских консультаций предлагает возможность воспользоваться услугами "Медсоветника", который подсказывает, как вести себя в экстренной ситуации, каким образом можно оповестить службы спасения, помогает подобрать клинику для очного приёма, а также консультирует по ряду важных вопросов — в том числе по законодательству в системе ОМС.
В ряде продуктов телемедицина выступает первичным звеном навигации клиента на очный приём в клинику в случае острого заболевания, травмы или же укуса клеща.
"Одним словом, телемедицина перестаёт быть самостоятельным продуктом — это скорее входное окно, которое позволяет сэкономить время и разобраться в большом медицинском океане возможностей", — добавляет Ольга Купцова.
Эксперты также считают важным включение телемедицины в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), где сейчас сосредоточено 99,5% средств, которые расходуются в Петербурге на здравоохранение: телемедицина в рамках ОМС позволяет решить ключевые задачи нацпроекта "Здравоохранение", в частности — способствует росту доступности медицинских услуг и помогает разгрузке врачей первого звена.
Кроме того, как рассказал Игорь Лаппи, генеральный директор "Совкомбанк Страхование", в случае возникновении серьёзного заболевания, которое не покрывается ДМС (например, онкология), специалисты страховых компаний могут выступить в качестве навигатора.
"В такой ситуации человеку непонятно, куда обращаться за лечением, особенно если это произошло в глубинке. Специалисты по ОМС–навигации направят в нужное учреждение, расскажут о том, как получить квоту, особенностях лечения и иных тонкостях", — поясняет Игорь Лаппи.
Популярность растёт
Наибольший рост спроса на дистанционные консультации вырос в секторе коммерческой медицины: например, в сети "Медси" увеличение объёма телемедицинских консультаций в прошлом году составило 300%. Причём всё чаще петербуржцы целенаправленно приобретают в страховых компаниях отдельные абонементы, включающие только дистанционное обслуживание.
"Если мы говорим о физических лицах, то среди них абонементы на телемедицинские консультации однозначно более популярны, чем ДМС с телемедициной, потому что цены существенно отличаются. ДМС с телемедициной гораздо дороже стоит, чем абонемент на телемедицинские консультации", — поясняет Алексей Кузнецов, генеральный директор страховой компании "Капитал–полис".
Набирают популярность и телемедицинские приложения. По данным исследования, проведённого Роскачеством совместно с Росздравнадзором, чаще всего для онлайн–консультаций с врачом используются такие приложения, как "Доктор Рядом Телемед" (врачи компании проводят в среднем 4,4 тыс. онлайновых приёмов пациентов в месяц) и SmartMed (доля записей на приём в клиники через SmartMed достигает 35–40% от общего объёма).
В число лучших сервисов, которые помогут заменить визит к врачу на время пандемии, также вошли "Яндекс. Здоровье", DocDoc, "Онлайн Доктор", Doc+, Pirogov Clinic, My Doc, OnDoc и Doctis.
"Возможность лёгкого доступа к врачу высоко оценивается пациентами. Если говорить о рынке ДМС, то телемедицинские приложения устанавливают порядка 80% застрахованных, имеющих доступ к этому сервису. При этом большая активность наблюдается в первые месяцы после установки приложения, далее — по мере возникновения вопросов медицинского характера", — отмечает Татьяна Доброхотова, руководитель службы клиентского сопровождения блока ДМС Северо–Западного регионального центра "АльфаСтрахование".
Все эти приложения платные, стоимость одной консультации начинается от 1000 рублей. Однако получить услуги телемедицины можно и на бесплатной основе, воспользовавшись городской телемедицинской системой комитета по здравоохранению (подсистема государственной информационной системы Санкт–Петербурга "Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения").
Как сообщили в Комздраве Петербурга, все поликлиники города уже получили доступ к этой системе, благодаря чему врачи могут осуществлять мониторинг состояния здоровья пациентов через аудио– или видеосвязь, а также обмениваясь сообщениями в чате. Пациенты же могут получить телемедицинскую консультацию врача в своём личном кабинете на городском портале "Здоровье петербуржца".
Подкорректировать закон
В 2021 году министерство цифрового развития утвердило целевые показатели по развитию телемедицины в стране, согласно которым доля медицинских консультаций, предоставляемых через интернет, должна к 2030 году увеличиться до 50% от общего количества врачебных консультаций. Однако пока возможность оказания таких услуг согласно закону "О телемедицине", который вступил в силу 1 января 2018 года, ограничена тем, что первичный приём и осмотр пациента врач должен провести очно.
По мнению экспертов, далеко не всегда в этом существует необходимость. Например, в большинстве случаев это не нужно пациентам, страдающим хроническими заболеваниями и находящимся на диспансерном наблюдении: таким больным нужно просто скорректировать медикаментозное лечение и выписать электронный рецепт.
Кроме того, до сих пор неотрегулированы такие вопросы, как обеспечение безопасности персональных данных пациентов, поскольку до сих пор отсутствует нормативное закрепление требований к серверам, на которых такая информация хранится.