Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Петербург — Москва даст дополнительный толчок для роста инфраструктуры Северной столицы, если стоимость проезда по новой линии не будет слишком завышена.
Таким мнением в комментарии для "ДП" поделилась старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Анастасия Козлова.
"Спрос должен быть обеспечен платёжеспособностью. "Сапсаны" сегодня переполнены. Люди ездят в Москву на работу, и в этой мобильности нет ничего плохого. Вопрос в том, чтобы новая ВСМ для пользователя могла стоить на 10-15% дороже "Сапсана" и давала стимул к росту перевозок. Потому как если её сделать элитной (в "Сапсанах" тоже есть бизнес-класс) и для пассажиров, и для грузов, то окупаться она будет долго и затраты на строительство не дадут экономике городов стимула к росту, не сформируют предпосылок к росту макрорегиона. А ведь необходимо для развития именно это — реальный толчок к росту, инфраструктура для пользователя, а не торжественный отчёт руководству", — отметила Анастасия Козлова.
По словам эксперта, сейчас центром развития высокоскоростных железнодорожных перевозок считаются страны Азии: Япония, Корея и Китай. "В Китае сейчас запустили очень много направлений и развивают программу к 2022 году. Например, пассажирские перевозки со скоростью 350 км/ч уже не являются чем-то неординарным", — добавила собеседница "ДП".
С архитектурной точки зрения постройки, которые входят в зону расширения Московского вокзала, могут быть сохранены и приспособлены под современные функции, полагает Анастасия Козлова. "Памятникам нужна новая жизнь, новая функция. Их необходимо приспосабливать, менять планировки, инженерию, осваивать подземное пространство. Возможно, что склады могут войти в железнодорожный комплекс. Мировой опыт трансформации вокзалов и транспортных узлов говорит, что в исторической ретроспективе это почти всегда сочетание новой функции, старинной архитектуры и окружающего контекста", — подчеркнула Козлова.
В четверг, 9 сентября, власти Петербурга объявили о схеме расширения Московского вокзала, который будет принимать поезда по высокоскоростной магистрали из Москвы. Смольный отказался от идеи с терминалом на Волковской и решил использовать участок на западной стороне путей. Прежде разрабатывались три варианта размещения терминала: два к западу и один к востоку от железной дороги.
Финальное решение о том, каким образом будет проходить реконструкция прилегающей территории, РЖД примут совместно с городом и с учётом всех необходимых процедур и консультаций.