Второй газопровод между Россией и Германией наконец достроен. Однако на этом ещё рано ставить точку, поскольку проект вновь может столкнуться с препятствиями. Экономика продолжает тесно переплетаться с политикой.
Ещё на прошлой неделе "Газпром" объявил об окончательном завершении строительства "Северного потока-2". Окончание работ было настолько долгожданным, что компания сообщила точное его время.
Уже в среду, 15 сентября, стало известно, что цены на газ в Европе достигли рекордных значений — более 840 долларов за тысячу кубов. На фоне подорожания голубого топлива акции "Газпрома" прибавили 1,41% в цене.
В этих условиях, казалось бы, Европа заинтересована в скорейшем запуске поставок по "Северному потоку-2", но проект может вновь упереться в политические препоны, которые в том числе выражаются в противодействии Украины и других стран-транзитёров.
Спекуляции на рынке
Опрошенные "ДП" эксперты отмечают, что ситуация на рынке не имеет прямого отношения к запуску "Северного потока-2", поскольку рост цен несильно повлияет на доходы "Газпрома".
"Тут логика немного более сложная. Высокие цены — это не столько вопрос производителей и потребителей, сколько уже начавшихся биржевых спекуляций вокруг газа. Это же не в контракте России и Германии газ подорожал, у нас как была зафиксированная цена на газ, так она и осталась, она не сдвинулась вообще ни на йоту, ни в сторону увеличения, ни в сторону понижения", — подчёркивает политолог Дмитрий Солонников.
Аналогичную точку зрения высказывает доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Артём Голубев. По его словам, рост цен на газ скорее спровоцирует не ускорение запуска СП-2, а увеличение поставок сжиженного природного газа со стороны других поставщиков, в том числе российского "Новатэка" или американских компаний, которые лоббировали свои интересы ещё в период строительства газопровода.
"Что касается выгоды для России и "Газпрома", она не совсем очевидная в силу того, что у "Газпрома" контрактные цены на газ. Они привязаны и к цене на нефть, и, в общем-то, увеличение цен происходит медленно. То есть "Газпром" отнюдь не продаёт в текущем месяце по 700–800 долларов за тыс. кубометров. У него цена значительно ниже, и она растёт значительно медленней", — поясняет эксперт.
Таким образом, газпромовские цены остаются ниже в случае подорожания газа, но при резкой коррекции вниз цены компании будут снижаться медленно.
Гораздо большее влияние на запуск "Северного потока-2" может оказать политическая составляющая.
"Ускорит или не ускорит сложившаяся ситуация запуск СП-2 — это на самом деле открытый вопрос. С точки зрения ценовой логики конечно Европа должна постараться как можно скорей запустить "Северный поток-2", чтобы уменьшить цены на своих биржах. Но есть же ещё и политические ограничения, связанные с тем, что если сейчас Федеральное сетевое агентство Германии примет решение о быстрой сертификации СП-2, на Германию обрушится гром и молния со стороны Вашингтона, евробюрократии, некоторых национальных правительств стран Европейского союза, вроде Польши", — отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
Зелёные преграды
Планы о постройке второго балтийского газопровода были заявлены ещё в 2012 году. Тогда сообщалось о предполагаемой прокладке третьей и четвёртой ниток "Северного потока-1", которые впоследствии и вылились в СП-2.
"Сегодня акционеры "Северного потока" рассмотрели предварительные результаты технико-экономического исследования строительства третьей и четвёртой ниток газопровода и приняли решение, что их строительство является экономически целесообразным и технически осуществимым", — говорил осенью того года глава "Газпрома" Алексей Миллер.
Однако затем сугубо экономический проект начал всё больше обрастать политикой. Испортившиеся отношения с Украиной заставили Россию активизировать действия, которые натолкнулись на противодействие ряда европейских стран и США.
Но и сейчас препятствия не покидают проект. Запланированные на конец сентября выборы в Германии могут изменить расклад, а местные экологи продолжают бороться с СП-2.
"Ещё не сформировано правительство после выборов в Германии. Если партия зелёных войдёт в правящую коалицию, предположим, получит портфель министра иностранных дел, далеко не факт, что отношение Германии к "Северному потоку-2" сохранится таким, как сейчас. Так что это тоже ещё серьёзный вопрос, когда он запустится реально и в каком формате запустится", — констатирует Солонников.
Ольга Дегтярева, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук предполагает, что всё же Германия пойдёт по пути прагматизма, поскольку новый маршрут поставок газа значительно короче украинского пути, к тому же исключает посредника между производителем и потребителем.
"Не нужно забывать, что у Германии уже был опыт относительно реализации "Северного потока-1", который показал свою состоятельность, выгоду и стабильность, продемонстрировал, что Россия готова следовать условиям Евросоюза", — отмечает она, добавляя, что запуск СП-2 смягчит напряжённость в отношениях с Россией.
"Чем больше торговли, тем меньше санкций, рисков того, что конфронтация перетечёт во что-то более масштабное", — соглашается с этой точкой зрения и Митрахович.
Через Украину "Газпром" продолжает поставки на минимальном уровне, предусмотренном действующим соглашением. И хотя, как утверждает Солонников, Европа будет вновь настаивать на наращивании мощностей украинского транзита, Киев вскоре окажется перед выбором.
"Когда соглашение подойдёт к окончанию, то возможности его продления будут во многом зависеть от желания Украины предлагать соответствующие условия по транзиту, соизмеримые или более выгодные чем прокачка через СП-1 и СП-2", — полагает Голубев.
Выхлоп в сторону Петербурга
Если запуск "Северного потока-2" увеличит доходы "Газпрома", это, несомненно, сыграет на пользу Петербургу, в котором компания прописалась в августе.
По оценкам президента РФ Владимира Путина, газовый гигант принесёт городу в этом году 17 млрд рублей налоговых отчислений, а уже в следующем — порядка 40 млрд.
Однако, прямого влияния СП-2 на благосостояние Северной столицы эксперты не видят.
"Если капитализация, доходы "Газпрома" будут расти, то бюджет Петербурга будет больше наполняться, но это непрямая зависимость. Рост спекуляций на фондовом рынке, продажа фьючерсов на газ — это непрямые доходы "Газпрома". На самом деле это не "Газпром" зарабатывает, а спекулянты. Но увеличение поставок газа, физического газа, а не виртуального, конечно, это плюс "Газпрому", а теперь и плюс Петербургу", — считает Солонников.
"Для Петербурга проект несёт определённую выгоду (учитывая, что СП-2 идёт из Усть-Луги) с точки зрения строительства инфраструктуры, внимания, которое будет уделено Петербургу, точнее Северо-Западу. То есть в основном косвенные моменты, определённые инфраструктурные объекты, которые могут строиться в связи с запуском в эксплуатацию, но каких-то существенных плюсов нет", — резюмирует экономист Артём Голубев.