Бизнес отказывается от имиджевых точек на главной улице города. Невский проспект пестрит объявлениями о сдаче или продаже помещений, причём многие из них пустуют уже больше года. Эксперты полагают, что уровень вакансии будет расти и далее.
Вакантность на главной торговой улице города по итогам II квартала 2021 года, по данным Colliers, составляет 11,3%.
В компании отмечают, что пока на Невском проспекте наблюдается наибольший разрыв между текущим и допандемийным количеством свободных помещений. К июлю 2021 года зафиксировано в 3 раза больше вакантных помещений, чем в начале 2020–го.
В Knight Frank St Petersburg считают, что доля помещений, занятых арендаторами, по итогам первого полугодия 2021–го составила 91,2%. Доля свободных помещений на конец июня 2021 года составила 8,8%, или 62 простаивающих помещения.
Застыли во времени
Многие помещения на Невском, которые освободились в прошлом году, до сих пор не могут найти новых хозяев. Объявления об аренде или продаже можно увидеть почти на каждом шагу. По подсчётам компании "Этажи", здесь наблюдается примерно на 10% больше свободных площадей, чем было до начала пандемии.
Уже больше года невостребованными остаются крупные объекты по несколько сотен квадратных метров. Например, пустует помещение на Невском пр., 80, которое год назад покинул магазин H&M. Также пока не востребована локация в здании отеля "Коринтия", где в прошлом октябре закрылось отделение Сбербанка, занимавшее два этажа общей площадью более 800 м2. Сейчас на ЦИАН за него просят 8,7 млн рублей в месяц.
Около года пустуют помещения, которые освободили два ресторана сети "Бургер Кинг". Площадь каждого была около 500 м2. Бывшая локация книжного магазина "Республика" на Невском также пока остаётся невостребованной: несколько месяцев здесь размещался обувной магазин, но и он уже съехал.
В текущем году на Невском закрылись рестораны "Библиотека вкусов", "Сиртаки", кофейня "Буше" и магазин косметики Mixit. Все эти помещения не нашли новых арендаторов.
В JLL отмечают, что основная ротация на проспекте в первом полугодии происходила в сегменте общепита: закрылось 13 кафе и ресторанов, но столько же открылось. Часто можно встретить объявления об аренде второго этажа, который подходит не только для объектов торговли и общепита, но и для офисных помещений.
Тем не менее компании, только выходящие на петербургский рынок, по–прежнему предпочитают размещение на Невском проспекте. Руководитель направления продажи и аренды коммерческой недвижимости федеральной компании "Этажи" Антон Лескин замечает, что с начала осени происходит большой приток тех, кто впервые планирует открывать свой бизнес и подыскивает помещения для старта. К примеру, в этом году в городе начала развиваться новая сеть магазинов турецких сладостей — Elit LoQum. На Невском работают уже четыре точки сети. Открылись пекарни Hobz и "СЛОЙ", ресторан "Издательство". Также на главной торговой улице с возвращением туристов появились и магазины сувениров, хотя их количество, по данным JLL, пока меньше допандемийного показателя — 16 против 20.
Просчитать заранее
После прошлогоднего локдауна Невский проспект ввиду сильно снизившихся ставок стали выбирать небольшие компании и продуктовые магазины no name. Некоторые из них до сих пор живы. Соответственно, размещение на Невском становится уже не настолько престижным.
Антон Лескин отмечает, что в коммерческой недвижимости во всей России преобладает тренд на децентрализацию. "Раньше было круто и престижно арендовать помещение для бизнеса в центральных частях крупных городов, к которым притягивался большой трафик. Сейчас формат у дома более популярен. Поэтому нередко бизнес делает выбор в пользу более доступных площадей в спальных районах, ближе к своим конечным потребителям", — замечает эксперт.
Но это лишь одна из причин. Руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко считает, что помещения на Невском проспекте востребованы сейчас меньше обычного в силу того, что там снизился туристический поток. Многие арендаторы, которые ранее хорошо работали, снимая сливки с туристического трафика, сейчас пересматривают свою политику присутствия: уменьшают площади, корректируют ассортимент или уходят совсем. Это логично: их целевая аудитория изменилась и её круг резко сузился.
Руководитель отдела инвестиционных продаж и корпоративных услуг IPG.Estate Алексей Лазутин видит ещё одну проблему в том, что значительная доля помещений является городской собственностью и сдаётся в субаренду. Дополнительным препятствием для ряда арендаторов стало ужесточение требований по обращению с памятниками архитектуры, которых на Невском очень много.
Поменялся подход к выбору коммерческого помещения. "Если раньше арендаторы были готовы мириться со спецификой планировок, большим числом несущих стен в помещении и сложностями размещения вентиляционных каналов, то сегодня требования рынка подталкивают собственников улучшать свои объекты. Игроки уже привыкли к более качественным объектам торговой недвижимости, чем помещения в памятниках архитектуры. Поэтому вопрос приспособления помещений под запрос арендатора встаёт особенно остро", — говорит Лазутин.
Это является основной причиной, по которой помещение на Невском, 80, где ранее размещался H&M, до сих пор не сдано. Его формат было трудно приспособить под нужды прежнего арендатора. Алексей Лазутин говорит, что магазин бренда встраивался в текущую среду, что удобно далеко не для всех резидентов. Сейчас пока никто не готов браться за решение этих предсказуемых проблем.