Правительство РФ вновь представило отрицательный отзыв на летнюю попытку депутатов вернуть индексацию страховой пенсии работающим пенсионерам.
Штамповка предвыборных идей ожидаемо оказалась тщетной: как в 2015 году говорил инициатор отмены индексации Дмитрий Медведев, государственная пенсия — только для утративших трудовую функцию, и если человек способен ходить на работу, то и облагодетельствовать таких лишено смысла. Денег в бюджете на рост благосостояния электорального плебисцита нет.
И это была третья попытка вернуть то, что было отменено. В условиях инфляции государство ежегодно индексирует страховую часть пенсии. С 2016 года тем пенсионерам, кто с государственной точки зрения получает сверхдоходы в качестве зарплаты, индексация оказалась не положена — её и отменили, сэкономив средства бюджета. По логике законодателя, тут или работай, или сиди дома, но зато ежегодно ощутишь прибавку.
В 2020 году, например, страховая часть для неработающих была увеличена на 6,6%, в 2021–м — на 6,3%. И так как в стране после всех коронавирусных поражений удалось побороть инфляцию и в целом существенно улучшить уровень жизни, то в будущем году размер индексации начнут снижать, сократив его до 5,9% год к году, в 2023–м — до 5,6%, в 2024–м — до 5,5%. В пересчёте на денежные единицы — по 144 рубля в месяц.
Цена вопроса для бюджета, если бы государство отменило собственную сегментацию на работающих и тех, кто отлынивает от трудовой функции пенсионеров, где–то 525 млрд рублей ежегодно. Для правительства это оказалось неподъёмной суммой. Но мы-то помним, что неожиданно в августе простым указом (и в нарушение Бюджетного кодекса) всем родителям школьников, пенсионерам и даже военным перепало единовременно чуть более 750 млрд рублей. И между строк остались принятые поправки в Конституцию РФ, где обязательная норма индексации закреплена навеки.
Как тут не вспомнить изречение зампреда ЦБ РФ Сергея Шевцова, прозвучавшее в начале недели: финансово помогать пенсионерам поздно, рассчитывать только на государство нельзя, займитесь, говорит, самостоятельно сколачиванием капитала. А как его приумножать на горизонте 20–30 лет, если вера в стабильность утрачена: законодатель то введёт накопительную часть пенсии, то отменит, то поклянётся не менять пенсионный возраст, то его повысит.