В России второй раз за полгода стреляют в общеобразовательных учреждениях. Пока у общества нет оснований думать, что после Керчи, Казани и Перми в списке не появится новый город. О причинах трагедии и сценариях борьбы с массшутингом корреспонденту "ДП", выпускнику ПГНИУ, рассказали оружейники, психиатры и учителя.
В понедельник, 20 сентября, 18-летний первокурсник юридического факультета Тимур Бекмансуров пришёл в кампус Пермского госуниверситета (ПГНИУ) и устроил массовый расстрел. В результате погибло шесть человек, ещё более 40 пострадало. Самого стрелка обезвредил сотрудник полиции.
Это далеко не первый подобный случай, и уже принимались меры по их предупреждению. Во многих школах были усилены меры безопасности, а оружейное законодательство ужесточилось. Однако, как показывает практика, нападения могут происходить в других людных местах, а агрессоры могут использовать не только огнестрельное оружие.
Опрошенные "ДП" эксперты указывают на более сложный инструмент — необходимость проведения более серьёзной профилактической работы с подростками.
Кажется, сложность ситуации заключается в том, что готового рецепта решения проблемы попросту нет. Ещё ни одна страна, столкнувшаяся с массовыми убийствами в учебных заведениях, не поставила точку в этом вопросе.
Пермский стрелок открыл огонь возле здания СК
Около 11 часов утра Бекмансуров приехал на железнодорожный вокзал Пермь II, откуда до университета минут десять ходьбы. На нём уже были надеты балаклава, берцы и чёрная тактическая одежда.
Дойдя до западного входа на территорию кампуса (на схеме — КПП1), он, судя по всему, сделал заминку, свернув по улице Генкеля не направо в сторону университета, а налево.
Это позволяет утверждать видеоролик, опубликованный СМИ, на котором нападавший стреляет по проезжающим автомобилям. Место стрельбы легко угадывается с помощью "Яндекс.Панорам". Развернувшись, можно увидеть, что стреляя по машинам, преступник бежал в сторону университета.
Возможно, злоумышленник свернул в это место (красная точка на схеме) перед нападением на вуз, чтобы надеть каску и достать оружие, не привлекая внимания куривших возле КПП студентов.
Все это происходило возле здания с двойным адресом — Данщина, 26/ Генкеля, 9, в котором располагается Следственный отдел СК на транспорте (это подтверждается данными на сайте СК). Остаётся открытым вопрос, почему сотрудники ведомства первыми не отреагировали на выстрелы, но вероятно всё происходило слишком быстро и неожиданно.
Жертв могло быть больше, если бы рядом с университетом не находился полк ДПС, а предупредивший полицейских — не знал, куда бежать. Это, конечно, нисколько не умаляет заслуг сотрудников ГИБДД Константина Калинина и Владимира Макарова, которые решительными действиями смогли обезвредить преступника и организовать эвакуацию.
Нападения участились за последние годы
Случаи нападений на учебные заведения стали особенно частыми в последние несколько лет, только в Пермском крае произошли три таких инцидента.
Буквально полгода назад, 11 мая, в казанской гимназии № 175 19-летний бывший ученик учреждения убил девять человек и ранил более 20.
Утром 14 ноября 2019 года 19-летний студент устроил стрельбу в Амурском колледже строительства и ЖКХ (Благовещенск). Погиб один человек, пострадали трое, нападавший совершил суицид.
Ещё ранее, 17 октября 2018 года, 18-летний студент взорвал в Политехническом колледже Керчи бомбу и открыл огонь по ученикам и преподавателям — 20 погибших и более 50 пострадавших. Нападавший покончил с собой. Стрельба в Керчи стала крупнейшим массшутингом в новейшей истории страны.
Около полудня 3 февраля 2014 года старшеклассник школы №263 в московском районе Отрадное попытался взять в заложники учащихся, убиты двое.
Нападавшие не всегда использовали огнестрельное оружие. Осенью 2017-го девятиклассник совершил нападение на школу в подмосковной Ивантеевке при помощи пневматической винтовки, топора и дымовых шашек.
Январь 2018-го, с разницей в несколько дней вооруженные нападения произошли в школах Перми, Челябинской области и Улан-Удэ, агрессоры пустили в ход ножи и топор.
Спустя три месяца в школе №1 башкирского города Стерлитамак подросток ранил ножом учителя и двух учениц.
Утром 21 мая 2021 года, спустя десять дней после казанской трагедии, в Пермском крае случился новый инцидент — 16-летний ученик лицея № 1 города Березники нанёс ножевое ранение учительнице.
Металлорамки, турникеты, распознавание лиц
После случившегося в университете пермяки в соцсетях задаются вопросом, почему вуз, обнесённый высоким забором и оснащённый тремя КПП, оказался столь небезопасным местом.
После нападения на школу № 127 зимой 2018-го в учебных заведениях региона были сделаны шаги по ужесточению мер безопасности. Опрошенные "ДП" учителя показали, что системы охраны в их школах за последние несколько лет были усилены.
В частности, один из преподавателей отметил, что около трёх лет назад территорию учреждения закрыли забором, а вход в здание стал осуществляться по электронным пропускам. Сейчас же в заведении для соблюдения пропускного режима используется система распознавания лиц (о применении этого инновационного метода также писал местный портал 59.ru).
Впрочем, по мнению другого педагога, несмотря на усиление, меры безопасности остаются недостаточными. Ещё один учитель, из школы в Пермском районе, заявил, что за последние годы в этом отношении ничего не поменялось.
Неоднозначную оценку безопасности школ дают и в Петербурге — учителя и родные школьников заметили лишь незначительные изменения в сторону усиления охраны.
При этом, по словам нескольких собеседников, введённые меры воспринимаются негативно со стороны части родительской общественности.
"Детей вообще никак не проверяют, а родных не пускают дальше метра от входа или вообще просят выйти из школы, когда за ребёнком приходишь. Если на разговор к директору идёшь, то через паспортные данные в журнал и по предварительной записи", — говорит один из опрошенных.
Пермский стрелок, согласно его манифесту, опубликованному "ВКонтакте", также изначально хотел устроить шутинг в своей школе, но в итоге изменил планы. При этом он рассматривал варианты нападения и на другие места с массовым скоплением людей.
КПП по периметру кампуса ПГНИУ поставили ещё в конце 2009 года в связи с участившимися случаями краж оборудования из аудиторий. Тогда же сотрудникам и студентам выдали электронные карты для прохода через турникет.
Однако появление КПП вызвало жалобы со стороны рабочих находящегося неподалеку завода им. Дзержинского, которые теперь не могли после смены коротким путём попасть на станцию Пермь II.
Следствию ещё предстоит изучить действия охраны в университете, однако председатель СК Александр Бастрыкин уже заявил об отсутствии у персонала "чёткого алгоритма действий в экстремальных ситуациях".
Справки и оружие
В середине июня, спустя месяц после казанской трагедии, Госдума приняла поправки, повышающие минимальный возраст покупателей огнестрельного охотничьего и гладкоствольного длинноствольного оружия с 18 до 21 года.
Как отмечает член Высшего совета партии "Вооруженный гражданин" Савва Бурлингас, этот закон утвердил и другие изменения. Оружие с магазином или барабаном можно будет приобрести только после 2 лет владения одно- и двуствольным оружием.
Кроме того, огнестрельное оружие, являющееся на данный момент гладкоствольным, ствол которого по своей технологической конструкции приводит пулю во вращение, будет считаться нарезным.
Принятые поправки вступят в силу только летом следующего года, то есть планы пермского стрелка не подпадали под их действие. К тому же он высказывал идеи использования других средств для нападения.
В своем манифесте преступник подробно описывает процесс подготовки, в том числе рассказывает об опыте прохождения медкомиссии для получения лицензии на покупку оружия. Согласно тексту, психиатр заподозрил неладное и направил заявителя к ещё одному специалисту для тестирования. Однако будущий стрелок предварительно подготовился к испытанию, узнав правильные ответы на вопросы.
"Проверку у психиатра проходят кандидаты на получение разрешения на оружие. Зачастую она сводится к двум-трём вопросам о жизни, цели приобретения, также проверяется, состоит ли заявитель на учёте в психоневрологическом диспансере", — описывает процесс прохождения медкомиссии Бурлингас.
В то же время врач-психотерапевт, психоаналитик из Перми Николай Стрелков отмечает, что при единичных контактах со специалистом опасные наклонности кандидатов с определенными расстройствами далеко не всегда проявляются.
"Когда мы видим человека с расстройством личности, он при должной подготовке, во время локального взаимодействия со специалистом, может его обмануть. Потому что он не находится в состоянии психоза, у него нет нарушения контакта с реальностью", — поясняет медик.
Таким образом, выявление людей, склонных к агрессии, возможно, но при более длительном обследовании. Доцент кафедры психологии личности СПбГУ Наталья Искра приводит в пример систему отбора в элитные подразделения силовых ведомств, но настаивает на важности профилактики, а не выявления.
"Если мы понимаем, что человек опасен, мы можем его изолировать от общества? Всё равно будет лишь какая-то вероятность — невозможно сказать со 100-процентной вероятностью, что этот человек опасен. Мы же не можем его не пустить учиться со всеми. Что дальше?" — подчеркивает специалист.
Интернет и видеоигры
В начале июня научный совет ВЦИОМ провёл заседание на тему "Массшутинг в школах: социальные предпосылки и возможные пути предотвращения". Директор по стратегическому развитию организации Степан Львов представил данные опроса граждан о том, что властям необходимо делать для предупреждения нападений. Участники исследования могли выбрать не более трёх вариантов.
Более трети ответов опрошенных касались работы с детьми в школах, ещё в 17% ответов респонденты говорили о повышении внимания к детям в семьях. При этом вариант "усилить охрану" набрал 27%, а контроль в интернете и продажа оружия упоминались гораздо реже.
Что следует сделать российским властям для предотвращения подобных нападений
Источник: ВЦИОМ
По мнению Стрелкова, государству в сложившейся ситуации стоит обратить внимание на важность роли школьных психологов. Профилактическая работа при этом должна проводиться как с учениками, так и с учителями. Аналогичную точку зрения высказывает и Искра.
"Мы имеем три точки, через которые можем получить обратную связь от этих людей (склонных к нападению. — Прим. Ред.) — это учителя, родители и одноклассники (сверстники, может быть друзья). Получается, что через эти три источника информации мы можем узнать, что у человека что-то происходит, к чему-то он готовится. Соответственно, эти три зоны должны быть проинформированы, готовы, понимать теоретически, что может произойти, чтобы это не прошло мимо", — поясняет Стрелков.
Среди причин участившихся шутингов он выделяет подавление агрессии в современном мире. По словам эксперта, агрессия уходит с улиц и от социального взаимодействия, в результате чего накапливается внутри человека.
Также он указывает на дезинтеграцию общества, когда человек вместо живых контактов все больше получает суррогатное общение в интернете.
"Агрессивные компьютерные игры и то, что показывают по телевизору — это очень вторично. А вот то, что современный мир подавляет агрессию и то, что мы сейчас стали очень одинокими людьми, и у нас не хватает тех, кто может нас понять, с кем мы можем поговорить и разделить ощущение интегрированности в обществе — это создаёт большое поле для фрустраций", — заключает специалист.