В Петербурге обсудили будущее российского гражданского судостроения.
Модернизация отечественного гражданского флота буксует уже несколько лет. Верфи задерживают сроки сдачи судов, малосерийные проекты оказываются более дорогими, чем планировалось изначально, а кредитные ресурсы слишком дороги для судоходных компаний и судостроительных заводов. Одновременно с этим декарбонизация, снижение углеродного следа, безэкипажные и электрические суда — будущее, которое уже становится настоящим. Эти темы стали основными на 16–й международной выставке–конференции "Нева–2021".
Сегодня в строительстве на класс Российского морского регистра судоходства (РС) находятся 232 судна на отечественных и зарубежных верфях, отметил руководитель управления планирования и маркетинга РС Георгий Бедрик. Наибольшая доля строящихся судов — рыбодобывающие. Ранее Бедрик называл эту цифру рекордной, поясняя, что разрыв между Россией и ведущими судостроительными странами сократился.
По его словам, есть перспектива начать строительство ещё 122 судов. Потребность в них остаётся значительной, причём как в рыболовных, так и в танкерах, судах класса "река — море", вспомогательного и технического флота.
Арктические амбиции
Для освоения же Арктики ключевая задача — строительство ледоколов. Их нужно два атомных и четыре на сжиженном природном газе (СПГ), сообщил заместитель генерального директора госкорпорации "Росатом" Вячеслав Рукша. "Нам надо жёстко объединять усилия по производству ледоколов на СПГ, потому что имеющимся количеством не закроешь темпы, которые требуются", — добавил он. Внедрение этой технологии можно потом перенести на грузовые суда, полагает замглавы "Росатома". По его подсчётам, 15 газовозов для проекта "Ямал СПГ" зарабатывают в год почти в 10 раз больше, чем атомные ледоколы.
Госкорпорация "Росатом" сейчас ведёт переговоры о строительстве и эксплуатации трёх балкеров и двух ледовых буксиров для Баимского горно–обогатительного комбината на Чукотке, чтобы обеспечить проекту круглогодичную навигацию, сообщил замглавы дирекции Северного морского пути Максим Кулинко. В рамках инвестпроекта по освоению месторождений Баимской рудной зоны планируется построить горно–обогатительный комбинат и дополнительную инфраструктуру. На этой территории залегают значительные запасы золота и меди. Лицензия до 2033 года принадлежит ГДК "Баимская" (входит в казахстанскую группу KAZ Minerals). По словам Кулинко, "Росатом" готов предоставлять комплексный сервис: начиная от проектирования крупных проектов, обеспечения, в том числе федеральными бюджетными средствами, выпуска необходимых нормативных актов, строительства портовой и энергетической инфраструктуры и до обеспечения транспортной составляющей, включая ледовую проводку.
Подробностями нового проекта в строительстве морских судов поделился и Константин Глобенко, заместитель гендиректора — директор по проектам ССК "Звезда". Этот судостроительный комплекс создаётся на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта консорциумом "Роснефтегаза", "Роснефти" и Газпромбанка. Уже в октябре 2021 года судоверфь готовится заключить контракт на строительство 10 танкеров–челноков для проекта "Восток Ойл", сказал Константин Глобенко. Их дедвейт составит 120 тыс. т, ледовый класс — Arc7. "Танкеры такого размера и такого высокого класса ранее вообще никогда не создавались", — подчеркнул топ–менеджер.
По словам Глобенко, уже завершена разработка концепта и базового проекта, а также проведены модельные испытания, которые показали хорошие навигационные качества и ледопроходимость судна. В состав проекта "Восток Ойл" входит 52 лицензионных участка в Красноярском крае и ЯНАО, в которых расположены месторождения нефти и газа.
Перспективы беспилота
Будущее судостроения стало отдельной темой для дискуссий на конференции. Так, в Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) озвучили сроки появления беспилотных судов. Техническая возможность перехода на безэкипажные и малоэкипажные суда появится через 3 года, заявил гендиректор ОСК Алексей Рахманов.
При этом он подчеркнул, что создание инфраструктуры для судов на альтернативных источниках энергии должно быть решено на государственном уровне. "Водород, природный газ, электродвижение — всё будет развиваться, как только мы поймём, что государство готово и начнёт заниматься инфраструктурой, — сказал Алексей Рахманов. — Вот мы говорим: электродвижение на пароходах. А для этого нужно, наверное, создать зарядную инфраструктуру. Про водород и СПГ — ровно то же самое".
По оценке главы ОСК, эра поршневых машин через 20–25 лет сойдёт на нет. Предприятия ОСК уже ведут проработку проектов по водородной энергетике и электродвижению. "Самое главное — понять, возьмётся ли на наших ключевых маршрутах столько электроэнергии? Особенно в регионах, которые являются энергодефицитными", — задался вопросом Алексей Рахманов.
Внести в федеральное законодательство поправки, нужные для автономного судовождения, планируется в 2021 году, рассказал замминистра транспорта РФ Александр Пошивай. Первый такой проект может реализовать "Росморпорт" к 2024 году на паромах между Калининградом и портом Усть–Луга.
Модернизация для ускорения
Российские верфи сегодня загружены гражданскими заказами, однако многие предприятия нуждаются в модернизации и объединении.
По некоторым данным, ОСК намерена объединить свои петербургские проектные бюро в единый судостроительный проектно–исследовательский центр. На данный момент их в Северной столице шесть. Это АО "Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин”", Морское бюро машиностроения "Малахит", Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", Северное ПКБ, Невское проектно–конструкторское бюро и ЦКБ "Айсберг".
На данный момент госкорпорация находится "в точке оценки сложившейся ситуации", отметил заместитель гендиректора ОСК Владимир Королёв (цитата по ТАСС).
О проекте масштабной модернизации на период до 2035 года этим летом заявил петербургский Балтийский завод. Некоторые подробности озвучили на "Неве–2021".
На предприятии полагают, что самый эффективный метод для строительства арктической морской техники — крупноблочный в доковом комплексе, перекрытом эллингом. При этом завод планирует наладить кооперацию с предприятиями Северо–Запада по технологии "распределённая верфь", рассказал начальник отдела инновационного развития АО "Балтийский завод" Артём Торопчин.
Он добавил, что кроме сухого дока необходим также сборочно–сварочный цех, корпусообрабатывающее производство, камеры очистки и окраски блоков, грузоподъёмное оборудование, а также понтоны для перевозки блоков с заводов–партнёров. По оценке предприятия, такой подход к строительству позволит сократить сроки строительства атомных ледоколов ЛК–60 (типа "Арктика") с 6 лет до 4,5 года.
В водном внутреннем транспорте страны потребность в новых судах на период до 2030 года составляет 2,6 тыс. единиц по базовому сценарию и до 5,9 тыс. — по оптимистичному, сообщил генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгений Дитрих. Спрос на суда в сегменте морских перевозок будет напрямую зависеть от масштабов проектов, связанных с развитием Северного морского пути.
По оценкам экспертов отрасли, средний возраст эксплуатируемых транспортных судов достиг 40 лет, а нормативные сроки эксплуатации критически превышены у 50% судов флота внутреннего водного транспорта России.
"Подтолкнуть" заказ и строительство в этой сфере планируется с помощью льготного лизинга. Как уточнил Евгений Дитрих, в рамках госпрограмм и коммерческих проектов ГТЛК заказала строительство гражданских судов на 138 млрд рублей. На начало сентября флот отечественных судов ГТЛК составлял 143 судна, из которых 99 были переданы в лизинг, уточнил он.
На данный момент Минпромторг вместе с другими ведомствами ведёт переговоры о привлечении 108 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на развитие лизинговых программ, рассчитанных до 2030–х годов, рассказал замминистра промышленности и торговли Олег Рязанцев.
"При этом мы понимаем, что если привлечь средства из ФНБ, то ГТЛК сможет привлечь столько же с рынка заёмного капитала. Плюс 40 млрд из госпрограммы развития судостроения", — подсчитал чиновник. По его оценке, это "лизинговое плечо" поможет построить более 300 судов до 2030 года.