В России с 2023 года онлайн-обучение по школьной программе и в рамках среднего профессионального образования будет доступно только на госсистемах. Игроки рынка уверены, что их обяжут перенести свой контент на единую госплощадку.
Подобное развитие событий прогнозируется на основе опубликованных 24 сентября поручений президента РФ Владимира Путина по итогам заседания президиума Государственного совета. В документе сказано, что речь идёт о технологиях онлайн-образования, "сопряжённых с обработкой персональных данных обучающихся".
По данным Forbes, в рамках поручения всем частным образовательным онлайн-сервисам предложат интегрироваться в ГИС "Моя школа" и стать поставщиками контента, в то время как работать с данными учеников будет именно ГИС. Об этом говорит гендиректор и сооснователь сервиса RIFGO Андрей Илингин. "Заставить компании интегрироваться они не могут, но могут запретить школам ими пользоваться и тратить бюджет", — подчёркивает он.
Известно, что Министерство просвещения планирует до 2024 года потратить из бюджета 2,18 млрд рублей на создание информсистемы "Моя школа". По словам генерального директора онлайн-школы "Фоксфорд" Андрея Сизова, после создания государственной системы как сами сервисы, так и контент будут проходить экспертизу, порядок которой предстоит разработать российским властям.
Новые требования будет проблематично исполнить с технической и экономической стороны, считает директор "ЯКласс" в России Екатерина Рыжова. По её мнению, за два года, отведённых на выполнение поручения, создать новую единую платформу будет очень трудно.
"Также это потребует колоссального времени на обучение преподавателей. Мы на протяжении нескольких лет ежедневно проводим очные и онлайн-вебинары для учителей, чтобы обучить их пользоваться цифровым сервисом. И по результатам нашей работы видим, что впереди ещё долгий и трудозатратный процесс", — рассуждает Рыжова.
В рамках поручения может быть создан государственный маркетплейс, в котором частные компании смогут выставлять свои образовательные продукты, если они соответствуют определённым условиям, полагает основатель акселератора образовательных проектов "Лобачевский" Мария Марьясова.
"Если грамотно реализовать этот проект, то и выручка, и аудитория у крупных и качественных сервисов могут вырасти, так как у них появится прямой доступ к детям всех школ. Но середнячки могут и схлопнуться", — предупреждает эксперт.
В целом, по оценкам Smart Ranking, объём российского рынка онлайн-образования в 2020 году составил 54 млрд рублей. В доковидную эпоху данный показатель находился на уровне 36,5 млрд рублей.
Как ранее сообщал "ДП", правительство РФ в конце сентября отклонило два законопроекта в сфере онлайн-образования. Кабмин не поддержал отмену дистанционного обучения в школах и не посчитал нужным снижать стоимость обучения для студентов, которые получают знания в режиме онлайн.
Власти решили, что эти инициативы могут стать причиной "необоснованного ограничения" прав учеников на свободу выбора технологий по программам, которые закреплены федеральным законодательством.