Угроза выйти из ЕС и повторить побег Великобритании — не пустые запугивания со стороны Варшавы, которая оскорбилась на Брюссель за схему помощи в миллиарды евро взамен на суверенитет.
На двух стульях
Противостояние Польши с Брюсселем на самом деле достаточно давняя история. Все эти годы страна оставалась в рядах еврооптимистов, но видела своё нахождение в ЕС в поистине польском ракурсе: все бонусы от Брюсселя принимать согласны, но не смейте влезать во внутреннее устройство.
При этом верховенство европейского права над национальным является одним из ключевых аспектов интеграции Европейского Союза. Этого никто не скрывает и декларирует не просто открыто, а в документально прописанных правилах ЕС. Все члены Сообщества формально независимы, имеют право строить внутреннюю жизнь, как хотят, но до момента, пока это не касается глобальных общеевропейских ценностей. А это уже весьма расплывчатое определение и приоритеты в этих ценностях могут со временем меняться.
У Брюсселя к Варшаве длинный список претензий: от судебной реформы и вопросов свободы СМИ до прав ЛГБТ-сообщества. Сегодняшние власти в Польше реагируют на все эти претензии очень болезненно, не считая, что что-то нарушают, а внимание центральных властей ЕС расценивают как грубое вмешательство во внутренние дела. В итоге напряжение дошло до такого градуса, что в Польше всё чаще говорят о выходе из Евросоюза, повторив на свой манер придуманный в Великобритании термин, — Polexit, а Брюссель грозит лишить польскую экономику многомиллиардных вливаний из антикризисного фонда ЕС.
Польские оппозиционные политики считают, что попытки правительства оспорить эту позицию ЕС ставят под угрозу не только будущее страны, но и стабильность ЕС в целом.
Конституционный трибунал Польши по просьбе правительства должен решить, что имеет приоритет в стране: польская конституция или законодательство ЕС. В начале октября решение было принято. И не в пользу общеевропейских законов.
"Премьер-министр страны хочет исключить польское законодательство из правовой системы ЕС", — сказал агентству Reuters профессор права в университетах Сиднея и Варшавы Войцех Садурски.
Решение Конституционного суда Польши заранее называли "беспрецедентной провокацией".
Брюссель обвиняет власти Варшавы в нарушении демократических принципов и пока не одобрил выделение Польше 58 млрд евро помощи из фонда, созданного для борьбы с последствиями пандемии коронавируса. Фонд должен был предоставить Польше 24 млрд евро в виде грантов и 34 млрд евро в виде кредитов.
Юридический Polexit
Польское правительство утверждает, что договоры ЕС не дают Брюсселю права вмешиваться в правовые системы стран-членов и что с Польшей поступают несправедливо. Польские власти утверждают, что судебная система аналогичным образом организована и в других странах.
"Конституция — самый важный правовой документ в стране. Если это не так, то это означает, что мы не являемся суверенной страной. Мы не соглашались с этим, когда подписывали договоры с ЕС", — сказал агентству Reuters представитель польского правительства Михал Войцик.
Хотя некоторые юристы уже используют слово Polexit для описания того, что они называют попытками Варшавы выйти из-под регулирования ЕС, сомнительно, что Польша действительно решит выйти из Сообщества. Однако это не означает, что Польше не грозит потеря финансирования.
Прецедента исключения государства-члена ЕС из Евросоюза пока не было, и большинство польской общественности выступает за членство в Сообществе. Поляки являются одними из самых больших сторонников ЕС. Польские избиратели прекрасно понимают, что Сообщество является жизненно важным рынком для Польши. Около 80% экспорта Польши направляется в ЕС, а 60% импорта поступает из Сообщества.
Правящая в Польше консервативная партия "Право и справедливость" (PiS) обвиняется в политизации правовой системы, включая сам Конституционный трибунал Польши. PiS в свою очередь утверждает, что судебные реформы были необходимы для "искоренения наследия коммунистической эпохи". Критики рассматривают заявления PiS как предлог для недемократического захвата контроля над судебной системой.
В июле высший суд ЕС постановил, что польские методы дисциплинарного воздействия на судей противоречат законодательству ЕС.
"Суд Европейского Союза поддержал все жалобы Комиссии и установил, что Польша не выполнила свои обязательства по законодательству ЕС", — говорится в постановлении суда.
Тем временем, вынесение решения Конституционным трибуналом Польши постоянно откладывалось.
Председатель Конституционного трибунала Польши Юлия Пшилебска на слушаниях 31 августа заявила, что отложит принятие решения из-за просьбы Уполномоченного по правам человека Польши Марцина Вячека отстранить одного из судей трибунала.
Конституционный трибунал Польши в основном рассматривается в стране как контролируемый партией "Право и справедливость", и несколько раз поднимался вопрос о том, являются ли три судьи трибунала достаточно компетентными.
Тяжёлая артиллерия Туска
Пшилебска является близким соратником лидера партии PiS Ярослава Качинского, самого влиятельного политика Польши. В июне комиссар Европейского Союза по вопросам юстиции Дидье Рейндерс, попросил польское правительство отозвать свою жалобу в Трибунал, но Варшава не согласилась.
Польша является одним из крупнейших получателей средств ЕС. С момента вступления в ЕС в 2004 году Польша получила более 152 миллиардов евро. Таким образом, у ЕС есть мощный рычаг в переговорах с польским правительством — деньги.
Для прекращения финансирования таких стран, как Польша и Венгрия, которые, как считают в Брюсселе, больше не соблюдают верховенство закона, на Европейскую комиссию оказывается всё большее давление с целью заставить её использовать механизм, связывающий верховенство закона с фондами ЕС.
"От того, как в конечном итоге поступит Европейская комиссия, будет зависеть судьба комиссии Урсулы фон дер Ляйен", — говорит немецкий евродепутат от "зелёных" Даниэль Фройнд.
Хотя PiS по-прежнему является самой популярной партией в Польше, её рейтинги в последние месяцы упали. Летом прошлого года популярность партии составляла около 40%, сейчас — 30-35%. Если бы выборы состоялись сейчас, партия не смогла бы в одиночку обеспечить себе парламентское большинство. Кроме того, ожидается, что политический ландшафт Польши взбудоражит возвращение в национальную политику бывшего председателя Европейского совета Дональда Туска, который возглавил крупнейшую оппозиционную партию "Гражданская платформа". Вместе она и "Польша 2050" могут обогнать PiS.
У Туска есть два года, чтобы убедить польский народ выбрать именно его видение развития страны. Он уже заявил, что хочет примирения между ЕС и Варшавой.
В своём манифесте он говорил, что в условиях, когда конфронтация между США и Китаем усиливается, а "Россия продолжает эскалацию конфликтов", в интересах Польши быть неотъемлемой частью Сообщества, а не на обочине ЕС, куда, по его словам, Польшу сейчас толкают нынешние управленцы.
Однако, учитывая, что "Право и справедливость" владеет значительной долей СМИ, но растёт число про-европейских изданий, задачей Туска в случае победы на выборах будет объединение собственной партии и создание широкой коалиции энтузиастов ЕС.
Угроза санкций
В свою очередь, Качиньский заявил, что будущее его страны в ЕС и что никакого Polexit не будет, но в то же время Польша хочет сохранить свой суверенитет.
Тем не менее, заявления в глобальной верности ЕС не отменила резкую, а иногда даже грубую риторику со стороны представителей правящих элит. Различные высокопоставленные члены PiS регулярно высказывается резко в адрес ЕС. Особенно после того как Брюссель решил наказать Польшу штрафами за действия, которые усилили контроль правящей партии над судебной системой. Брюссель утверждает, что это нарушает верховенство закона.
Заместитель председателя PiS Рышард Терлецкий сказал, что если дела пойдут не так, как хочет Польша, "нам придётся искать радикальные решения".
"Британцы показали, что диктатура брюссельской бюрократии их не устраивает, (они) развернулись и ушли", — сказал он. Другой влиятельный член PiS Марек Суски говорил, что Польша будет "бороться с брюссельским оккупантом", как она "боролась с нацистскими и советскими оккупантами в прошлом".
Он добавил: "Брюссель присылает нам губернаторов, которые должны навести порядок в Польше, поставить нас на колени, сделать нас немецкой землёй, а не гордой страной свободных поляков".
Лидер оппозиции Дональд Туск заявил, что "подобная риторика, (...) сравнение Европейского Союза с Советским Союзом или нацистской оккупацией, эти слова не останутся без ответа".
"Они не останутся безнаказанными. Они губительны для нашей репутации в Европе", — говорил бывший председатель Европейского совета.
Комиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс уверен, что все разговоры закончены. "Я бы сказал, что диалог с Польшей закончен. Мы пытались вести диалог, отправляли письма и документы ещё до вмешательства Верховного суда. Мы даже получили положительные сигналы от Европейского суда, но в итоге Польша, как мы видим, не намерена полностью выполнять решение суда, поэтому следующий шаг — финансовые санкции", — заключил он в интервью Financial Times.