Петербург в лидерах по летальности от коронавируса. Амбулаторного ресурса для борьбы с заболеванием не хватает, стационары сами превращаются в рассадник болезни. Есть ли пути выхода из ковидного лабиринта?
По состоянию на пятницу, 15 октября, летальность (процент смертей среди заболевших COVID–19) в Петербурге составила 3,46%, а в Ленинградской области — 3,42% при среднероссийском показателе 2,79%. Есть регионы, где ситуация ещё хуже (например, Алтайский край — 5,52%, или Красноярский край — 5,05%), но среди центральных регионов такие цифры — явный антирекорд.
Это привлекает внимание с самых разных сторон. Разобраться с летальностью от коронавируса в Северной столице на прошлой неделе призывал экс–глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Тогда уровень летальности в Петербурге составлял 3,49%.
Ковид пишем, рак в уме
В городском комитете по здравоохранению "ДП" рассказали, что показатель летальности в первую очередь зависит от заболеваемости. А та, в свою очередь, определяется плотностью населения и развитостью транспортной инфраструктуры. Особенности статистического учёта в разных регионах тоже имеют большое значение. "Наиболее объективным является показатель прибавки по смертности от всех причин, по данным загса. В Петербурге этот показатель никогда не был самым высоким среди других регионов. Комитет по здравоохранению ориентируется в своей работе на него", — отметили в пресс–службе ведомства.
Когда данные о причинах смерти будут кодироваться в электронных свидетельствах о смерти (проект постановления правительства, где прописан порядок работы с ними, вступит в силу с 1 марта 2022 года), мы получим более объективную статистику, несмотря на все искажения, отмечает директор по проектной деятельности ассоциации "Национальная база медицинских знаний" Андрей Алмазов. Эксперт указывает, что установление причин смерти всегда подвергается в реальной жизни различным влияниям. Административное давление и система особых выплат за работу с ковидом точно не добавляют объективности.
К тому же коронавирус, как и ОРВИ, — это триггер, который "спускает с цепи" остальные болезни. "Если у человека букет хронических заболеваний и он вдобавок переболел ковидом, то причиной смерти может быть и не ковид, который только спровоцировал. Далее, если вы публикуете ежедневно цифры, то давайте смотреть всю структуру смертности: сколько умерло от нового вируса, сколько от туберкулёза, от сердечно–сосудистых и других заболеваний, пусть даже и на фоне ковида. Всё время идут абсолютные цифры по “заболеваемости”. А где статистика, сколько выявлено заболеваний на тысячу проведённых тестов? И потом с какого момента “заболевшим” вдруг стал являться здоровый человек с положительным ПЦР? Давайте на всю палитру вирусов устроим тестирование и посмотрим, что мы все “больны” нон–стоп", — говорит Алмазов.
Сразу несколько экспертов указывают на пугающую тенденцию — люди умирают от осложнений, и как это предотвратить — неясно. "Никто толком не может объяснить причину большого количества смертей. Есть несколько предположений о том, что Петербург — очень старый город. Может умирать чуть больше людей, потому что средний возраст выше, чем по России", — рассуждает главный врач частной скорой помощи CORIS Лев Авербах.
Основатель Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев считает, что организация медпомощи в Петербурге оставляет желать лучшего. "По опыту пациентов видно, что участковые врачи иногда выписывают больным ковидом рецепты, которые не соответствуют рекомендациям Минздрава: необоснованно включают в них антибиотики, но не включают антикоагулянты. Есть и примеры, когда врач просто не приходит к такому пациенту. Плюс амбулаторное звено не справляется со своими функциями: поликлиник, участковых врачей, педиатров не хватает", — сетует он.
Больных по осени считают
Связывать высокое количество умерших с тем, что в Петербурге хуже лечат, было бы странно. В столичных городах качество медицины и доступность ресурсов куда выше. Однако и они ограничены. А в сезон простуд нагрузка на амбулаторное звено вырастает в разы, подчёркивает врач–инфекционист ПСПбГМУ Оксана Станевич. Она добавляет, что в регионах показатели смертности могут быть ниже в связи с трудностями своевременной диагностики SARS–CoV–2. Снижение доступности плановой помощи больным в дальнейшем приводит к необходимости экстренной.
Специально показатели сейчас не занижают, отмечает заведующая кафедрой социальных технологий СЗИУ РАНХиГС Инна Ветренко. "В начале пандемии отдельные регионы стремились показать эффективность своих мер по борьбе с коронавирусом, поэтому давали статистику, полученную по более выгодным методикам. Сейчас все дают корректные показатели, поскольку на федеральном уровне это контролирует Роспотребнадзор", — говорит она.
Традиционно в начале октября растёт заболеваемость вирусными инфекциями. Врачи обращают внимание, что уровень вакцинации в городе пока недостаточен для формирования массового иммунитета. Кроме того, часто пациенты обращаются за помощью, когда их состояние уже начинает подходить к критической точке. Нередки и случаи употребления антибиотиков без назначения врача.