В Петербурге образовался дефицит курьеров и сборщиков заказов. Сервисы доставки и маркетплейсы пытаются справляться с пиковыми нагрузками при помощи IT-решений.
Количество вакансий для курьеров в Петербурге с октября прошлого года выросло на 380%, а резюме стало меньше на 6%. Вакансий для комплектовщиков складов за год стало больше почти на 30%, а число резюме снизилось на 10%. Такие данные "ДП" сообщили в исследовательском центре SuperJob.
В hh.ru подсчитали, что сегодня на одну вакансию курьера приходится три резюме. Среди сборщиков заказов — два соискателя на одну позицию. "Это напрямую говорит о нехватке кандидатов на рабочие места, число которых, к слову, в этом году почти во всех сферах активно прирастает. Комфортным и для работодателей, и для соискателей показателем считается пять–шесть активных резюме на одну вакансию", — говорит руководитель пресс–службы hh.ru Северо–Запад Мария Бузунова.
Для привлечения интереса к своим вакансиям компании вынуждены поднимать предлагаемую зарплату: на 47% у курьеров и на 8% у сборщиков заказов. Средняя зарплата курьеров в Петербурге сегодня составляет 70 тыс. рублей. В 2020 году курьеры зарабатывали на порядок меньше — 47,5 тыс. рублей.
Сервисы доставки и маркетплейсы признают, что ситуация на рынке труда сейчас сложная, но борются с этим своими методами. В пресс–службе Wildberries отмечают, что они стремятся автоматизировать большую часть процессов, связанных с наймом персонала. Например, разработаны специальные мобильные приложения для оформления новых сотрудников в логистические комплексы и службу доставки. С октября 2020–го по октябрь 2021 года средний доход курьеров и сотрудников пунктов выдачи заказов в Wildberries вырос на треть.
В пресс–службе Delivery Club подчёркивают, что ситуация на рынке труда на их операционные показатели на текущий момент не влияет. Это связано с несколькими факторами: большой курьерской базой компании, развитием операционных технологий. За последний год к Delivery Club присоединилось свыше 200 специалистов, отвечающих за data science, AI и разработку в логистике. "Мы стали гораздо удобнее для курьеров и повысили эффективность процессов, что оказывает прямое влияние как на скорость и пунктуальность доставки, так и на нашу чувствительность к изменениям на рынке труда", — подчёркивают в компании.
Сервис доставки "Самокат" утверждает, что вообще не испытывает нехватки курьеров в городе на Неве. Для преодоления пиковых нагрузок у "Самоката" есть собственные IT–решения, способные прогнозировать рост количества заказов в реальном времени и автоматически выводить в дополнительные смены больше курьеров. "Это позволяет нам оперативно реагировать на любые вызовы рынка", — говорят в компании.
Руководитель группы подбора персонала Lamoda Софья Присич добавляет, что, как и все компании, у которых есть доставка, они ощущают на себе дефицит кадров. Его причинами являются общий уровень конкуренции среди компаний за курьеров, а также интенсивная подготовка к высокому сезону.
"Впереди нас ждёт Black Friday и предновогодний период. На кадровом рынке сложилась ситуация, когда уровень спроса на кандидатов растёт, а предложение остаётся прежним, ведь соискателей больше не становится", — отмечает Софья Присич.
Чем ближе к праздникам, тем чаще и больше работодатели начинают искать курьеров и сборщиков заказов. Так, за первую неделю октября, по данным hh.ru, петербургские компании искали около 270 курьеров и 70 сборщиков. Через неделю число вакансий выросло на 66% и 56% соответственно.