За один день бизнесу "подарили" QR-коды и очередной период "нерабочих дней с сохранением заработной платы". Театры, общепит и event-индустрия готовятся к грандиозным потерям.
Ноябрь для жителей Петербурга не обещает быть богатым на культурные события. Совсем их не отменят, но пускать будут только по QR-кодам о вакцинации.
С 15 ноября QR–коды будут вынуждены спрашивать у посетителей в бассейнах, фитнес–центрах, театрах, цирках, концертных залах, кинотеатрах, в музеях и на выставках.
Накануне Ассоциация владельцев кинотеатров высказала свою позицию в отношении ограничительных мер, запрещающих посещать кинотеатры тем, у кого нет документа о вакцинации. Представители отрасли указали, что ответственность за посещение предприятий сферы услуг лежит на самих клиентах.
Ни кинотеатры, ни театры, ни фитнес-центры, ни предприятия общественного питания не виноваты в низких темпах вакцинации населения, а права требовать от посетителя предъявлять документы, QR-коды, справки или сертификаты устанавливаются исключительно федеральным законодательством и в настоящее время отсутствуют.
В сети кинотеатров "Каро" напоминают, что сейчас в прокат выходит много крупных высокобюджетных проектов с большим кассовым потенциалом, которые помогли бы компаниям усилить финансовые показатели.
В театре "Буфф" корреспонденту "ДП" признались, что не ожидали введения QR-кодов. Поэтому сейчас в срочном порядке продумывают, как перестроить работу и запустить рекламу, чтобы не потерять объёма продаж билетов на спектакли, который нарастили в начале сезона. Впрочем, потери неминуемы — возвраты уже начались.
Главный вопрос, который волнует бизнес, — механизмы реализации новых правил.
"Предполагается ли при этом проверка паспортов? Какую отчётность о принятых в компании мерах мы должны предоставить? — задаётся вопросами генеральный директор “Декор–ателье” Наталья Корчагина. — В очередной раз мы столкнулись с неясными перспективами и противоречащими друг другу заявлениями чиновников. Отмены, изменения правил проведения тяжёлым катком проходят по рынку культурных и досуговых мероприятий. Мы готовы работать по строгим правилам. Главное, чтобы они не менялись непредсказуемо".
Организаторы мероприятий уже привыкли жить в неопределённости. Некоторые и так с опаской планируют события на следующий месяц. Руководитель концертного агентства "Премьер–Концерт" Сергей Крантовский, который в начале пандемии занимался передвижными цирками шапито, рассказал корреспонденту "ДП", что в прошлом году его команда попала в долговую яму, когда проплатила аренду площадки под цирк накануне локдауна. В этот раз многое зависит от человеческого фактора.
"Мы пока загружаем спектаклями только первые дни ноября. Неясно, станут ли люди, которые не хотели вакцинироваться, идти на это, чтобы посетить спектакль. Ведь им можно пренебречь и сходить через месяц–другой. Государство говорит о необходимости вакцинации чуть ли не в принудительном тоне, поэтому многие не доверяют этому", — отмечает Крантовский.
С 1 декабря QR–код потребуется для посещения общепита и объектов розничной торговли (кроме аптек, автозаправок, продовольственных магазинов, а также магазинов, не имеющих зала обслуживания). Мера ударит по ресторанному бизнесу, который и так не оправился от кризиса.
Как рассказал "ДП" глава "Рестограда" Александр Ружинский, представители объединения готовы предложить городу ввести QR–коды без ограничения по отраслям. "Эксперименты с вакцинированием сотрудников отдельно взятых отраслей дали результат только в этих отраслях. Общепит выполнил требование 80% и больше привитых на предприятиях. Тем временем многие несознательные граждане продолжают игнорировать призывы к прививкам. Их безответственное поведение приводит к ограничениям для бизнеса", — подчеркнул Ружинский. По его предположению, если в ближайшее время количество вакцинированных людей вырастет, то ресторанам удастся избежать QR–кодов. С ретейлом ситуация не менее печальная: предновогоднее время всегда связано с ростом продаж.
Во вторник, пока бизнес обсуждал эти новости, власти в придачу к QR–кодам задумались и о новом локдауне. Вице–премьер правительства Татьяна Голикова предложила объявить нерабочими дни с 30 октября по 7 ноября. А в некоторых регионах она рекомендовала ввести эту меру уже с 23 октября. Идею уже поддержал премьер–министр РФ Михаил Мишустин. Ожидается, что сегодня своё слово скажет президент.
По мнению Владимира Шершнева, управляющего партнёра 8956 Oblomoff, из–за ограничений рынок общепита в Петербурге упадёт: у тех, кто организовал службы доставки, падение продаж составит порядка 25–30%. Остальные рестораны могут потерять до 80% выручки. Подспорьем станет начало высокого сезона в ноябре, которое позволит немного компенсировать потери.
Правила игры меняются на ходу, и предпринимателям приходится под них подстраиваться. "Индустрия шоу–бизнеса дышит на ладан. Очередной локдаун обрушит все билетные продажи и прервёт работу по подготовке коммерческих мероприятий. Многих — навсегда. Опыт последнего времени показал, что основная масса представителей рынка не сможет уйти в онлайн и продолжит нищать", — констатирует генеральный директор StagePro Александр Корчагин.