В начале 2000–х в Петербурге громко зазвучали фамилии именитых московских и даже иностранных архитекторов. Тогда стартовала серия конкурсов на обновление городской инфраструктуры.
В первое время это было настолько ярко, что архитектурные новации до хрипоты обсуждали не только профильные специалисты, но и далёкие от зодчества петербуржцы. Что–то воплотилось в жизнь, что–то — нет. Но и город, и архитектура за эти годы прошли большой путь.
Как сейчас из столицы и из–за рубежа видятся результаты той работы, архитектурный процесс в Петербурге и перспективы городского развития?
“
В отличие от пиджака или, допустим, завода, архитектурное качество невозможно просто взять и привезти из–за рубежа. Проект, заказанный у самого именитого западного архитектора, будучи импортирован на российскую почву, неминуемо натолкнётся на отечественные реалии: законодательные, ментальные, технологические и прочие. В конце концов, нарисованное, допустим, в Лондоне, оказавшись на петербургских фундаментах, просто не может быть реализовано точно так, как было задумано первоначально. Поэтому зачастую привлечение западных бюро повышает продажи и улучшает пиар, но, к сожалению, не качество проекта. Благотворным для уровня нашего зодчества стало бы привлечение иностранных коллег в качестве преподавателей в отечественные архитектурные школы, ведь именно от их прогресса зависит этот уровень.
Степан Липгарт
генеральный директор бюро Liphart Architects
“
Идеи иностранных архитекторов находят своё воплощение в России. Примером этому служит парк "Зарядье" в Москве, проект американского бюро Diller Scofidio + Renfro в соавторстве с главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым. Иностранные архитекторы и сейчас принимают активное участие в международных конкурсах. Из недавних крупных — "Облик реновации", конкурсы на ландшафтно–архитектурную концепцию парка "Тучков буян" в Петербурге и на создание концепции штаб–квартиры компании "Газпром нефть". Российский рынок в целом довольно привлекателен для зарубежных архитектурных бюро. Зачастую мы даже видим консорциумы россиян и иностранцев, то есть большинство иностранных команд уже идёт в конкурс с российским сопровождением. Это тоже очень хороший пример коллабораций.
Михаил Бейлин
партнёр бюро Citizenstudio, член Союза архитекторов России
“
Моё мнение относительно здания второй сцены Мариинского театра не поменялось. Если Перро проектировал для Петербурга сказочный золотой дворец, то у канадцев из Diamond&Schmidt получился универмаг "Мариинский". Что касается сегодняшнего положения дел и вопроса о том, где больше креатива с точки зрения архитектуры — в Москве или в Петербурге, — мне кажется, это обычный спор двух столиц. Города, на мой взгляд, одинаково креативны. При этом нельзя сказать, что московские архитекторы так уж хорошо живут. В том числе и с точки зрения сотрудничества с зарубежными коллегами для адаптации их проектов к российским требованиям. Теперь заказчик по большей части — государство. Оно само заказывает и само с собой согласует, посредники в этом процессе не нужны.
Григорий Ревзин
архитектурный критик