Российский экологический оператор (РЭО) призвал онлайн-ретейлеров и сервисы доставки отказаться от лишней неперерабатываемой упаковки.
С таким призывом РЭО обратился в Ассоциацию компаний интернет–торговли (АКИТ). Эксперты ссылаются на данные аналитиков, согласно которым у крупных маркетплейсов (Ozon и Wildberries) покупательская аудитория суммарно выросла более чем на 24 млн человек. Соответственно увеличилось и количество упаковки для заказов. Нередки случаи, когда товар небольших габаритов упаковывается в громоздкую коробку. Кроме того, используется обёртка, в состав которой входит трудноперерабатываемый пластик — ПВХ и полистирол.
РЭО призывает компании, в первую очередь крупных игроков рынка онлайн–ретейла, сократить применение неэкологичной упаковки минимум на треть.
"Ещё один способ сделать доставку экологичнее — это внедрение механизма залоговой тары. Либо переход всех доставок на одну тару, так её будет легче и дешевле собирать и отправлять на утилизацию", — говорится в обращении. В АКИТ корреспонденту "ДП" сообщили, что будут обсуждать отраслевую позицию по этому вопросу 22 октября.
Подход, который предлагает экологический оператор, может помочь компаниям сэкономить на упаковке, которая в последнее время подорожала. Совладелец петербургской сети "220 Вольт" Алексей Фёдоров отмечает, что по сравнению с прошлым годом стоимость палет выросла в 3–4 раза, почти втрое подорожала бумажная упаковка.
Продолжает дорожать сырьё, используемое для производства пластиковой упаковки. Как рассказала генеральный директор ООО "ПакБери" Наталья Гаврилова, год назад компании закупали сырьё по 80–100 рублей за килограмм, сейчас его стоимость увеличилась до 160 руб./ кг, а к концу года ожидается подорожание до 200 руб ./кг.
"Важен не отказ от пластика, а организация сбора для рециклинга. Пластик — самый благодарный материал для многократной переработки", — утверждает Гаврилова.
Фёдоров согласен, что в последнее время для упаковки продукции стало использоваться необоснованно много картона. Товары приходят на склад дистрибьюторов в картонных коробках, после этого ещё раз специально упаковываются и поступают к продавцам. Потом их перекладывают в другие коробки. Фёдоров обращает внимание, что игроки рынка стали чаще заявлять о себе как о "зелёной компании", которая использует только крафтовые пакеты. Потребитель относится к этому позитивно, но не задумывается о том, что на производство такого пакета тратится гораздо больше воды и химикатов, чем пластикового.
Другие участники рынка отмечают, что и так стараются заботиться об экологии. "Мы считаем, что с учётом роста объёмов заказов экологические вопросы особенно актуальны. В настоящий момент разрабатываем собственную экостратегию, которая будет представлена общественности. Она будет направлена на снижение экологического следа в e–commerce", — отметили в пресс–службе Wildberries, воздержавшись от подробностей.
Комментируя инициативу РЭО об использовании возвратной тары, в "Самокате" рассказали, что до пандемии проводили в Петербурге эксперимент с ней. Но в нынешней ситуации такая практика может оказаться небезопасной.
"В реалиях доставки еды внедрение оборотной тары очень тяжело. Законодательно нет инструментов для взятия залога за оборотную тару. Также это не ложится на процесс доставки: курьер не привязан к конкретной точке, он не сможет забрать чистую тару и вернуть её обратно в заведение", — подчёркивает руководитель по устойчивому развитию (экология) сервиса курьерской доставки из ресторанов и магазинов Broniboy Алина Труфанова.