Неожиданные "каникулы" с бытовой точки зрения всё легче воспринимаются потребителем. Как показывает статистика, люди с марта 2020 года активно повышают комфорт пребывания дома — в условиях локдауна или удалённого режима работы. Именно это эксперты рынка бытовой техники называют основной причиной повышенного интереса к "умным" устройствам. На подготовленность потребителя работает и тот факт, что подобная категория товаров теперь представлена во всех сегментах, как говорится, "на любой кошелёк".
"Сейчас смазалась грань между классической работой в офисе и классическим времяпрепровождением дома, — рассуждает руководитель отдела "МБТ. Кухня" сети DNS Дмитрий Нурминский. — Максимальная автоматизация быта в период, когда ты практически постоянно находишься дома, безусловно, влияет на спрос на "умные" устройства и их развитие".
"Экосистема "умного" дома, которая ещё недавно считалась нишевой, приобретает широкую популярность, — комментирует руководитель департамента "Развлечения и гаджеты" Группы М.Видео-Эльдорадо Сергей Сухоруков. — Общий объём рынка "умной техники" приближается к покупкам товаров массового спроса, которые есть практически в каждом доме, а минимальный "порог" покупки снижается за счёт новых производителей и моделей".
Тренд внутри тренда
Впрочем, есть и очевидные фавориты. В текущем году ритейлерами был отмечен взрывной рост интереса к роботам-пылесосам. По данным исследования Группы М.Видео-Эльдорадо, за первое полугоде 2021-го продажи "умной" техники для уборки увеличились на 110% в сравнении с январём-июнем 2020-го. В штуках — 3 млн — роботы-пылесосы "захватили" 20% российского рынка пылесосов. Спрос именно на эту категорию товаров в деньгах за год вырос на 90%.
Подтверждает тренд и Дмитрий Нурминский: "Если весь рынок малой бытовой техники растёт на 20% год к году в деньгах, то спрос на роботы-пылесосы, которые являются отличным олицетворением "умной" техники для дома, — увеличился на 104% накопительным итогом за первые 9 месяцев, по имеющимся у нас данным. И этот рост — некий феномен рынка бытовой техники. Если сравнивать "роботов", например, с категорией вертикальных пылесосов, которая тоже сейчас популярна, то превышение будет практически в 2,5 раза".
В тройке лидирующих брендов — Redmond, что не удивительно. В компании уделяют особое внимание популяризации роботов-пылесосов, делая ставку на тест-драйв моделей, и даже обзавелись собственным полигоном для испытаний "умных" помощников.
Дело в том, что несмотря на рост сегмента "умной" техники, её преимущества очевидны не всем потребителям. В этом случае демонстрация возможностей и лёгкости в эксплуатации становится очевидным выходом. Этим объясняется повышенный интерес покупателей к видеообзорам, помогающим сравнить предложения на рынке в конкретной категории товаров: внешние характеристики и параметры, различия в комплектации. Также зрителям предлагается оценить способности устройств по преодолению препятствий. Но главное — своими глазами увидеть, может ли робот-пылесос произвести действительно качественную уборку помещения. И убедиться, что работа девайса соответствует заявленным характеристикам.
Эксперты рынка отмечают, что потребителей, предпочитающих другим категориям роботов-пылесосов, привлекает еще и то, что уборка может производиться по заданной программе в их отсутствие. При этом количество генеральных уборок в доме сокращается до минимума.
Будущее наступило
Ещё один важный момент — "умная" техника пришла в сегмент массового спроса. Это тоже сыграло свою роль в увеличении показателя по продажам в 2021 году. Доля роботизированных устройств в общем объёме реализованных пылесосов за последние пять лет выросла больше чем в 6,5 раз — до 20%, говорится в исследовании Группы М.Видео-Эльдорадо. Аналитики характеризуют эту категорию товаров как самую быстрорастущую в сегменте.
"Умная" техника — это, в первую очередь, та самая автономная техника, которая может выполнять какие-то повседневные задачи без вмешательства человека. И устройства, которые отвечают такому сценарию использования будут в первую очередь смартизироваться и становиться на 100% автономными, — говорит Дмитрий Нурминский. — Я думаю, развитие, помимо автономности, будет заключаться в создании экосистем, во взаимодействии устройств между собой через какой-то хаб, который позволяет устройствам обмениваться информацией. Сейчас это реализовано сравнительно небольшим количеством игроков на рынке».
По прогнозам специалистов, рынок "умного" дома будет расти довольно быстрыми темпами — по прогнозам, к 2025 году в мире количество IoT-устройств на душу населения увеличится до 3–4. Роботы станут привычным явлением для большинства.