Без полковника никто не пишет: ЗакС умерил свои бюджетные амбиции

Автор фото: shutterstock.com
С уходом Макарова ЗакС умерил свои бюджетные амбиции

17 ноября депутаты рассмотрят во втором, решающем чтении бюджет города, к которому, скорее всего, не примут ни одной своей поправки. Если так случится, это будет прецедентом. Смольный тем временем сотрясают перестановки. Всё это — эхо выборов.

Первая волна кадровых обновлений накрыла исполнительную власть уже через 3 дня после выборов. После того как вице–губернатор Александр Бельский избрался в ЗакС и стал спикером, его место в "Невской ратуше" занял Максим Мейксин, руководивший Центральным районом. Его кресло, как и кресла двух других районных начальников, сменивших ветвь власти (Валерий Гарнец из Выборгского района стал депутатом ЗакСа, а Николай Цед из Приморского — Думы), занимают врио.

Ушли в ЗакС и не вернулись

В прошлую пятницу, 12 ноября, в Смольном сообщили об очередных рокировках: глава Пушкинского района Владимир Омельницкий переехал в администрацию Петроградского, где сменил Ивана Громова (он теперь будет руководить Калининским районом вместо Василия Пониделко). Ранее бывший глава Колпинского района Анатолий Повелий повысился до вице–губернатора по ЖКХ вместо Николая Бондаренко, который избрался в ЗакС.
Ещё одной жертвой осенних отставок стал глава КГА и главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев. Он получил утешительный приз в виде должности спецпредставителя губернатора, а его пост разделили: комитет возглавила (пока в статусе и.о.) Юлия Киселёва, некогда уже занимавшая это кресло, а первым замом — главным архитектором стал заместитель Григорьева Павел Соколов.
Без постоянного председателя пока остаётся и комитет по социальной политике, который опустел после избрания его экс–главы Александра Ржаненкова в ЗакС.
С избранием Николая Бондаренко в его бывшей епархии перетасовали всех начальников. Глава ЖилкомаВиктор Борщев был отправлен в отставку, вместо него управлять ведомством отныне будет Олег Зотов, который до последнего времени возглавлял ГАТИ. Не дождавшись снегопадов, покинул должность главы комитета по благоустройствуСергей Малинин, а на его место сослали экс–главу Калининского района Василия Пониделко. Его предпоследний председатель Владимир Рублевский, запретивший ещё при Полтавченко посыпать снег солью, снискал много лавров, но в конце концов всё–таки был отправлен в отставку без повышения. Для всех остальных начальников этот комитет тем более не становился карьерным трамплином.
В понедельник, 15 ноября, был отправлен в отставку глава комитета по культуреКонстантин Сухенко, который сменит на посту представителя губернатора в ЗакСе Юрия Шестерикова. Временно замещающий его Фёдор Болтин, возможно, станет главным по культуре на постоянной основе.
Наконец, обрёл нового руководителя комитет по природопользованию, который ещё с июля простаивает без председателя. Он вверен бывшему зампреду КИОАлександру Герману.
Судя по тому, что не все вакантные места заполнены, кадровая реформа продолжается.

Косвенные следствия

Элементарная логика подсказывает, что перестановки стали следствием выборов в ЗакС. Как напрямую (освобождение чиновниками мест в связи с избранием в парламент), так и косвенно.
Первым косвенным следствием является продолжающаяся борьба с Вячеславом Макаровым и ослабление его тылов. Этим, вероятно, объясняется снятие многолетнего главы Петроградского района Ивана Громова, который успел обрасти ненужными связями (самым ярким примером которых была его заместитель — дочка экс–спикера Марина Лыбанева), и перемещение его по горизонтали даже с некоторым повышением (он будет осваивать вдвое больший бюджет). Теперь Петроградская сторона будет управляться человеком, не имеющим с полковником ничего общего. Точно по такому же принципу заменён представитель губернатора в ЗакСе. Хотя на это накладывается, вероятно, давнее желание убрать из комитета по культуре Константина Сухенко, который, несмотря на таланты находить со всеми общий язык, по своему менталитету совсем не чиновник. Уход из Калининского района Василия Пониделко также, считают источники, произошёл по итогам выборов: тогда как, по всеобщему мнению, Смольный обещал там безболезненное избрание Михаилу Амосову, глава двигал близкого себе единоросса Дмитрия Васильева. Впрочем, если это и стало поводом, то лишь одним из: начальников районов за депутатов не меняют.
Наконец, ещё одно следствие — традиция отечественных властей проводить кадровые перестановки пакетом. Сюда следует отнести отставку главы КГА Владимира Григорьева, которого за излишнюю самостоятельность сильно не любило строительное лобби (впрочем, некоторые считают, что Григорьев пользовался поддержкой Макарова, которую теперь потерял). А также перестановки в комитете по природопользованию в связи со стартом мусорной реформы стоимостью свыше 100 млрд рублей, которую он будет курировать, резко усилившем своё значение и потребовавшем себе соответствующего руководителя.

Эгалитарный бюджет

Ещё одним своеобразным эхом войны Смольного с Макаровым стал отказ от так называемой "депутатской поправки" к бюджету. Которая, как и всё плохое, бывшее при прежней власти, подлежит упразднению. В конце октября об этом было объявлено официально. При осенней корректировке бюджета текущего года были поданы лишь поправки губернатора и бюджетно–финансового комитета (БФК) ЗакСа, которые он внёс по просьбе комитета по строительству, перераспределяя средства внутри ведомства.
Ко второму чтению бюджета следующего года, которое должно пройти сегодня, 17 ноября, БФК рекомендовал парламенту поддержать одну–единственную поправку — губернатора. Ещё 17 поправок от фракций "Справедливой России", "Яблока" и КПРФ были либо отозваны авторами, либо рекомендованы к отклонению. От "Единой России" поправок не было вообще, как не подали их и представители ЛДПР и "Новых людей".
На практике это означает, что, скорее всего, только одна губернаторская поправка и будет принята во втором чтении.
Представляя бюджет парламенту, губернатор заявлял, что считает механизм депутатской поправки "неправильным": "Около 10 млрд рублей ежегодно, которые распределялись депутатами, они, давайте честно говорить, распределялись неравномерно", — отмечал он. "У нас в парламенте много фракций, и у всех депутатов должны быть равные права (на распределение средств бюджета. — Ред.)", — согласился Александр Бельский.
Однако в итоге борьба за равные права депутатов вылилась в то, что парламент, вероятно, вообще не внесёт никаких собственных изменений в проект бюджета, написанный в Смольном. Это будет прецедентом за всю его историю. Как пояснил "ДП" глава БФК Михаил Барышников, некоторые предложения депутатов были учтены в губернаторской поправке, а также при обсуждении во время нулевых чтений.
Впрочем, в ЗакСе ходят слухи, что полностью равенства добиться не удалось и пожелания некоторых парламентариев учтены в губернаторской поправке. В ней 455 страниц и есть предложения, часть из которых вполне могут оказаться депутатскими.
Началось всё с того, что с 1990–х депутатская поправка была средством умаслить злобных депутатов. Фактически каждый парламентарий имел сумму, которую распределял по своему усмотрению, как бы это смешно ни звучало. Как именно это всё распределялось между депутатами, история умалчивает. Со временем этот механизм трансформировался, и уже в двух последних созывах доступ к поправке имели только депутаты из ближайшего окружения спикера — "правильные пацаны", а плохиши и всякие оппозиционеры никаких денег не имели. Поэтому все нововведения по этой части, которые вводятся сейчас, призваны усилить контроль со стороны исполнительной власти за всем и вся. Чтобы не было никаких дурных инициатив, никакой правозащиты и прочих, так сказать, нежелательных агентов. С другой стороны, власть всегда найдёт способы поощрить "правильных депутатов". Что касается волны кадровых перестановок, губернатор не видит другого способа управлять городом, кроме как ставить надёжных для себя людей в органы исполнительной власти. Хоть для нас они совершенно неизвестны и непонятны. Таким образом, все тенденции во власти двигаются в сторону того, что не только парламент станет "не местом для дискуссий", но вместо любых потенциальных мест для дискуссий будут только места для исполнения.
Андрей Таннер
политолог
Это право депутата — вносить какие–то изменения. Никто это право не забирает. Те поправки в бюджет, которые вносят фракции, должны рассматриваться.Но основная задача — это работать в период нулевых чтений. Сейчас депутаты будут плотнее работать на территории с главами районов, председателями комитетов и профильными вице–губернаторами для того, чтобы заранее учесть все те потребности или наказы, которые дают им избиратели.
Александр Бельский
спикер ЗакСа
За эти годы депутатская поправка выродилась в совершенно неправильную вещь. Изначально подавать предложения могли все депутаты, даже те, кто голосует против бюджета. Но в последнем созыве фактически эта возможность была доступна только тем, кто поддерживает бюджет. Что совершенно неправильно, так как предложения депутатов должны рассматриваться по существу. Что касается поправки губернатора, её надо модифицировать: по каждой позиции должна быть отдельная поправка вместо одной большой. Сейчас объёмная губернаторская поправка с разными сюжетами не даёт возможность депутатам проголосовать против конкретной позиции внутри неё.
Михаил Амосов
депутат ЗакСа

Прекрасный Петербург будущего

Антон Мухин
Кажется, что в голове коллективного Смольного есть образ прекрасного Петербурга будущего, который он, избавившись от препятствий в виде полковника Макарова, начинает воплощать в жизнь.
В Мариинском дворце процветает коррупция в виде "депутатской поправки". Значит, её надо устранить. Отличие депутатской поправки в кавычках от депутатской поправки вообще, которая является естественной и даже обязательной частью работы парламента, только в одном. Которая в кавычках — результат негласного договора: мы даём вам право попилить маленький кусочек бюджета, а за это вы не лезете в остальное. Без кавычек — это когда депутаты правят бюджет без всяких договорённостей. Грубо говоря, по совести (у кого какая есть).
Вот Смольный расторгает этот коррупционный негласный договор. (Будем считать, что действительно расторгает, а не заводит деньги особо приближённых депутатов через губернаторскую поправку.) Но парламент, ковыряющийся в бюджете, тоже не соответствует его образу прекрасного Петербурга будущего. Поэтому вообще ни одна депутатская поправка не рекомендована к принятию.
Кроме того, в этом прекрасном Петербурге парламент должен служить интересам народа, а не быть кормушкой для 50 избранных. Поэтому следующий логичный шаг — отмена депутатских зарплат. Тут, конечно, может крыться хитрый умысел: сделав парламент полу– или полностью непрофессиональным, то есть позволив депутатам работать где–то ещё, в него можно будет избрать директоров школ, собесов, поликлиник и прочих абсолютно достойных людей. В отличие от нынешних, которые тоже достойны, но не до такой степени. Ведь есть среди них и те, о ком решительно нельзя сказать, откуда они взялись и как смогли избраться. Новый ЗакС, правда, будет немного напоминать Верховный совет СССР, где знатные доярки–депутатки хотят скорее проголосовать, чтобы вернуться к своим коровам. Но это не беда.
Однако не будем подозревать власть в такой расчётливости: она наверняка просто искренне хочет, чтобы депутаты служили народу, а не своим кошелькам.
Дальше — очередь муниципалов. В прекрасном Петербурге будущего не может быть 111 муниципалитетов, потому что они бессмысленны в своей мелкотравчатости. Их надо укрупнить. Правда, Владимир Яковлев, создавший эту систему, специально сделал её такой, чтобы муниципалы не конкурировали с районными администрациями, но это в лихие девяностые была конкуренция, а сейчас — только плодотворное сотрудничество.
Только для этого идеального Петербурга нужно одно условие: чтобы все были такими же честными, как его создатели. Потому что механизмов саморегуляции при возникновении разнонаправленных интересов система не предусматривает.