Дошкольники и подростки, которые раньше считались неуязвимыми для штаммов Covid–19, всё чаще заболевают коронавирусной инфекцией.
Более 30% заболевших детей страдают постковидным синдромом, который в ряде случаев протекает тяжелее, чем само заболевание.
По данным Минздрава, в настоящий момент в России почти 60 тыс. детей болеют коронавирусной инфекцией. В основном COVID–19 заражаются школьники в возрасте от 6 до 18 лет, и, как отмечают эксперты, примерно у 50% из них инфекция протекает в тяжёлой форме. Так же как и взрослые, наиболее тяжело переносят коронавирусную инфекцию несовершеннолетние с сопутствующими патологиями. Детская смертность от COVID–19 пока явление редкое, однако только в Петербурге, по данным Минздрава, с апреля 2020 года от этого заболевания умерло уже шесть детей, которые страдали тяжёлыми соматическими заболеваниями.
Все возрасты покорны
Эксперты также рассказали, что всё чаще дети начали сталкиваться с постковидным синдромом.
"Если в первую волну COVID–19 обращений с такими жалобами было немного (вероятно, это объясняется длительным периодом самоизоляции), то в последние месяцы их количество растёт. Особенно заметно это стало с началом учебного года: наиболее часто такие жалобы возникают у детей школьного возраста", — рассказывает заведующая педиатрическим отделением Международного медицинского центра "СОГАЗ" Анна Никитёнок.
"Коронавирусная инфекция COVID–19 c каждым всплеском демонстрирует новые особенности течения заболевания, — добавляет Наталья Жихарева, педиатр, заведующая поликлиникой по педиатрии Южного кластера сети клиник “Скандинавия”. — Помимо того что дети стали более уязвимыми, болеют чаще и тяжелее, также выявлено, что даже в случае лёгкого или бессимптомного течения заболевания последствия перенесённого COVID–19 могут быть достаточно серьёзными".
Одним из проявлений течения коронавирусной инфекции является постковидный синдром у детей, который обычно развивается через 4–12 недель после выздоровления и отличается многообразием жалоб и проявлений.
Как рассказала Анна Никитёнок, постковидный синдром у детей можно назвать астеновегетативным или астеноневротическим состоянием — "потерей сил" после перенесённого заболевания.
"Наиболее частыми жалобами у детей являются слабость, сонливость, причём у ребёнка происходит инверсия сна: днём ребёнок спит, а ночью страдает бессонницей. Также могут возникать снижение толерантности к нагрузкам, головные боли и изменения поведения, которые заключаются в частой смене настроения, апатичности, агрессивности. Нередко наблюдаются длительные “субфебрильные хвосты”, когда на протяжении нескольких недель температура сохраняется в диапазоне 37–37,8 градуса или регулярно поднимается до этих значений", — поясняет Анна Никитёнок.
Развитию постковидного синдрома подвержены дети всех возрастных групп, однако всё же есть определённые возрастные периоды, для которых характерна максимальная уязвимость иммунитета. "Однозначно это новорождённые и дети первого года жизни ― то есть пациенты с определённой возрастной незрелостью иммунной системы, а также дети возраста от 1 до 5 лет, у которых иммунная система ещё не приобрела свойств взрослого человека и крайне подвержена токсическому влиянию вируса. Из–за возрастных особенностей гормонального фона, а следовательно, и иммунных реакций организма в группе риска также находятся подростки 12–17 лет", — рассказывает Наталья Жихарева.
Прогноз неопределённый
Последние международные исследования подтверждают, что у переболевших детей постковидный синдром наблюдается несколько реже, чем у взрослых.
Причины его возникновения до сих пор находятся на стадии пристального изучения. "Нагрузка на иммунную систему в целом, истощение ресурсов механизмов иммунных реакций, фатальная активация иммунной системы и повышенный синтез аутоиммунных антител ― вот основные причины и механизмы формирования постковидного синдрома. Самое грозное его проявление ― МСВС (мультисистемный воспалительный синдром), который у детей в последнее время встречается всё чаще", — рассказывает Наталья Жихарева.
По словам эксперта, в среднем мультисистемный воспалительный синдром возникает через 1–3 месяца после заражения COVID–19, проявляется персистирующей лихорадкой (повышением температуры тела до 38 градусов и выше в течение не менее 24 часов), а в ряде случаев лихорадка сохраняется в течение 1–2 недель после начала заболевания и возобновляется после "светлого" промежутка.
"Возникает резкое ухудшение состояния, выраженная интоксикация, подъём температуры до фебрильных цифр, с плохой реакцией на жаропонижающие препараты. Также характерны расстройства желудочно–кишечного тракта, высыпания на коже и слизистых, конъюнктивиты, эпизоды снижения артериального давления, нарушения ритма сердца и многое другое. Важно знать, что дети с подобными симптомами нуждаются в госпитализации, так как лечение может проводиться только в стационаре. В это время в организме происходит цитокиновый шторм, но ввиду особенностей детского организма иммунная реакция возникает не в момент протекания заболевания, а чуть позже", — добавляет Анна Никитёнок.
Новая форма
По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США CDC, на склонность к развитию мультисистемного воспалительного синдрома в значительной степени влияет пол ребёнка. Так, около 60% детей с таким последствием коронавирусной инфекции — это мальчики в возрасте 8–11 лет.
Согласно исследованию Европейского центра по профилактике и контролю заболеваний, с учётом того, что мультисистемный воспалительный синдром (МВС) — это новая нозологическая форма и изучение этой болезни находится пока на начальном этапе, прогноз лечения у детей на сегодня неопределённый.
"Хотя МВС имеет много общего с синдромом Кавасаки (воспаление сосудов с преимущественным поражением средних и мелких артерий) и токсическим шоком, очевидно, что течение болезни МВС у детей может быть более тяжёлым, при этом многие дети нуждаются в интенсивной терапии", — говорится в исследовании.