В России разрабатывается закон о фудшеринге, который позволит бизнесу отдавать продукты с истекающим сроком годности на благотворительность. Законопроект уже получил одобрение некоторых парламентских партий и может быть внесён в Госдуму до конца года.
Предполагается, что торговые сети и производители смогут отдавать продукты на благотворительность без налогообложения. Но на общую сумму не более процента от оборота компании.
Ранее "ДП" сообщал, что экоактивисты и бизнес выступили с инициативой об изменении статей 170 и 171 Налогового кодекса РФ, чтобы разрешить отдавать еду не в утилизацию, а на благотворительность. На сегодняшний день инициативу проекта "Одобрено" подписали более 20 тыс. человек и 100 компаний и организаций.
Сейчас при передаче продуктов на благотворительные цели налоговая нагрузка для бизнеса может доходить до 40% от стоимости товара. Даже очень ответственным производителям и ретейлерам трудно нести такие издержки. Чтобы ретейлер смог передать продукты на благотворительность, по законодательству он должен заплатить НДС. Несмотря на это, некоторые федеральные ретейлеры всё равно отдавали часть продукции нуждающимся.
Согласно исследованию РАЭК и ТИАР–Центра, объём пищевых отходов в составе твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в целом по стране достигает 17 млн тонн в год. Это около 28% от всего объёма ТКО, образующихся в стране. Практически весь объём пищевых отходов (94%) попадает на свалки и полигоны. При этом, по данным ЮНИСЭФ, 400 тыс. россиян живут на грани голода.
В пресс–службе сети Metro отметили, что данную инициативу они поддерживают. "Мы надеемся, что она послужит неким толчком для выработки процессов и будет способствовать развитию инфраструктуры продуктовой благотворительности", — добавляют в компании. Положительные оценки инициативы поддерживают и в сети "ВкусВилл".
В пресс–службе ООО "Валио" считают, что фудшеринг — важное направление как для социальной ответственности, так и для устойчивого развития бизнеса. В компании уверены, что текущая модель передачи продукции на благотворительность, подразумевающая дополнительную налоговую нагрузку, является одной из причин, по которым производители отказываются от фудшеринга даже в тех случаях, когда такая возможность есть.
"У всех производителей время от времени формируются остатки качественной продукции, которая могла бы быть передана благотворительным организациям. Поэтому инициатива нам кажется благой: она позволит сократить количество ситуаций, когда бизнесу дешевле отправить качественную продукцию на утилизацию, чем передать нуждающимся", — говорят в "Валио".