Авиакомпаниям грозят штрафы за недекларирование топлива внутри ЕАЭС

Автор фото: shutterstock

ФТС может начать массово штрафовать авиакомпании, выполняющие рейсы в зоне ЕАЭС, за недекларирование топлива.

В нынешнем году изменилась структура судебных споров с участием авиакомпаний. По словам Артёма Берлина, старшего юриста Borenius Russia, ранее предприятия в подавляющем большинстве случаев фигурировали в процессах с пассажирами, связанных с нарушением правил их воздушной перевозки.
"Подобные споры особенно участились из–за массовой отмены рейсов во время распространения коронавирусной инфекции", — отмечает эксперт. Так, "Аэрофлот" в период с апреля по конец сентября 2020 года выступил ответчиком примерно в 1,3 тыс. судебных дел, как следует из отчётности перевозчика.
Однако число таких споров снизилось после вмешательства в эту ситуацию кабинета министров. 6 июля 2020 года было принято постановление правительства РФ № 911 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира…". Оно позволяло авиакомпаниям изменять дату, время, маршрут, тип судна и отменять рейс вообще. Авиакомпаниям также фактически предоставили отсрочку на возврат пассажирам денег за билеты. Вместо них выдавался ваучер, который можно использовать в течение 3 лет с даты отменённого рейса. А если пассажир его не использовал в течение этого срока, то только тогда перевозчик обязан вернуть ему деньги.

Аэропорт расплачивается за птиц

Теперь, как отмечают эксперты, чаще всего перевозчики как истцы занимаются взысканием средств за некачественное аэропортовое обслуживание самолётов. Так, в сентябре этого года Арбитражный суд Москвы удовлетворил претензии ПАО "Аэрофлот" к АО "Аэропорт “Магас” им. С. С. Осканова" (Республика Ингушетия), взыскав с ответчика 504 тыс. рублей и $51,9 тыс. убытков.
В апреле 2020 года лайнер "Аэрофлота" при заходе на посадку в аэропорту Магас столкнулся с птицей. По закону аэропорт обязан предотвращать подобные ситуации, эта работа входит в объём аэропортового обслуживания самолётов, которая оплачивается перевозчиками. Суд признал, что повреждение лайнера произошло из–за ненадлежащего исполнения аэропортом своих обязанностей.
Ещё один распространённый вид судебных процессов, который выделяют эксперты, — это оспаривание перевозчиком решений ФАС. При этом, как отмечает Артём Берлин, практика удовлетворения таких исков достаточно обширная. Однако не во всех случаях авиапредприятия могут убедить антимонопольщиков и суды в своей правоте.
К примеру, авиакомпания "Россия" пожаловалась в петербургское управление ФАС на действия оператора Пулково — ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), установившего, по оценке заявителя, монопольно высокую цену на услугу. "Россия" сама обрабатывает свои лайнеры противообледенительной жидкостью, а ВВСС занимаются "организацией сбора продуктов после обработки". Первоначально цена за эту услугу составляла 8,73 тыс. рублей, затем с августа 2019 года оператор поднял её до 18,75–24,25 тыс. рублей (в зависимости от погоды). А в октябре 2019 года стоимость услуги опять изменилась и составила 23,15 тыс. рублей. Однако и антимонопольщики, и Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в этом споре встали на сторону ВВСС. Сейчас 13–й арбитражный апелляционный суд рассматривает жалобу перевозчика на решение первой инстанции, отказавшейся признать недействительным решение УФАС.

"Штрафная" кампания

На любопытную аномалию обращает внимание Владислав Варшавский, управляющий партнёр юркомпании "Варшавский и партнёры". В 2020 году у авиакомпании "Сибирь" было 382 спора с Новосибирской таможней, за 10 месяцев 2021 года — ещё 166. Таможенники штрафовали перевозчика за то, что он, выполняя полёты в границах ЕАЭС (к примеру, в Ереван), не декларировал своё топливо (авиакеросин) как припас. Компания же считает, что раз керосин в границах ЕАЭС не облагается пошлиной, то и декларировать его не обязательно.
Сейчас производство по этим процессам приостановлено из–за дела, дошедшего до Верховного суда. При его рассмотрении Арбитражный суд Новосибирской области встал на сторону таможни. Однако затем апелляционная инстанция отменила это решение, признав правоту перевозчика. Её позицию поддержал Арбитражный суд Западно–Сибирского округа. Теперь разрешение всех подобных споров зависит от позиции Верховного суда, но пока он даже не принял жалобу таможни к производству.
Толчок к "штрафной" кампании дал схожий спор, но с другими участниками. В сентябре 2019 года Арбитражный суд Кемеровской области признал обоснованным штраф, наложенный Кемеровской таможней на авиакомпанию "Авиакузбасс". За два рейса в Казахстан и недекларирование провозимого топлива перевозчик оштрафован на 361,4 тыс. рублей. И это решение вступило в законную силу: в июле прошлого года Верховный суд отказался передать это дело на рассмотрение судебной коллегии.
"Вероятнее всего, это только начало негативной практики для авиаперевозчиков, — прогнозирует Владислав Варшавский. — Она просто не докатилась из Сибири в другие регионы. Если же позиция таможенных органов по рассматриваемым делам устоит, то, думаю, мы увидим существенный рост таких дел в отношении других авиакомпаний".