Строительство высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой должно начаться уже в 2023 году, а завершение работ запланировано на 2027 год. Об этом рассказали участники онлайн-дискуссии "Высокоскоростные железные дороги — триггер развития территорий".
Представители власти, железнодорожники, урбанисты обсудили перспективы и необходимость строительства высокоскоростной магистрали. По мнению экспертов, сейчас железные дороги работают в состоянии совмещённой инфраструктуры, а создание ВСМ позволит не только решить существующие проблемы, но и сделать инновационный шаг в дальнейшем развитии транспортной системы страны. "С одной стороны, есть традиционные грузы — руда, уголь, для которых скорость не столь принципиальна. С другой — грузы, которым требуется быстрая доставка, например, контейнерные. Нельзя забывать и о главном — перевозке пассажиров. Сейчас и грузы, и пассажирские поезда идут по одному пути, сдерживая друг друга", — говорит начальник центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения ОАО "РЖД" Дмитрий Катцын.
В ближайшее время должен увеличиться грузопоток в порты Петербурга, при этом без высокоскоростных магистралей неудовлетворённый спрос на пассажирские перевозки к 2030 году составит 18 млн человек.
Создание ВСМ позволит разделить пассажирские и грузовые потоки на железных дорогах, а перевод скоростных пассажирских перевозок на специализированную линию ВСМ высвободит главный ход Октябрьской железной дороги для высокодоходных грузов и предоставит пассажирам услуги нового уровня, заявили в ходе дискуссии.
Строительство ВСМ должно быть увязано с развитием ленинградского транспортного узла, в частности, с трансформацией внутригородского транспортного хода, уверен Александр Ходачек, президент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в Санкт-Петербурге. "Кроме того, сейчас мощности портов превышают возможности подъездных путей. То есть те грузы, которые мы можем отправить морем, мы просто не можем довезти до порта. И, несомненно, ВСМ даст огромный толчок к развитию территории. Но есть и минус — из регионов будут вымывать трудовые ресурсы", — полагает он. Впрочем, это мнение не поддержали другие участники встречи, полагающие, что ТПУ в регионах дадут толчок для развития территорий, в том числе — за счёт развития туристического потенциала.
Как рассказали эксперты на мероприятии, организованном "РБК Петербург" и порталом Retrogradu.net, создание ВСМ изменит образ жизни жителей регионов, расширятся границы агломераций. Благодаря организации промежуточных остановок ВСМ повысится качество жизни в малых городах, появится большое количество возможностей для развития малого и среднего бизнеса. Например, в Новгороде ожидают увеличения турпотока с 1,6 млн человек сейчас до 5,4 млн к 2030 году.
Создание высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте станет катализатором развития инновационных направлений науки и техники. "Сейчас мы собираем самые современные технологии ВСМ. Это и новые бетонные подушки под рельсы, и верхний безбаластный путь, это новые стрелки, новые технологии крепления рельс, системы управления поездами. Наша задача — сделать ВСМ одной из самых безопасных в мире", — рассказал Иван Уланов, советник генерального директора АО "Росжелдорпроект".
Строительство стимулирует и экономику страны: 90% всех комплектующих, используемых для строительства и эксплуатации ВСМ, будут производить в России. А это в дальнейшем даст мультипликативный эффект для ВВП страны за счёт развития отраслей производства, смежных с транспортом, например, окажет влияние на рынок недвижимости и градостроительство.