В четверг, 2 декабря, глава Банка России Эльвира Набиуллина на очередном форуме пообещала общественности, что ключевая ставка в 2022 году не достигнет двузначного значения, а инфляция будет загнана в коридор 4–4,5% годовых. Как говорится, остудить накал страстей нужно сегодня, потому что через год совершенно однозначно будут другие страсти, которым потребуются совсем иные увещевания.
Усиленное внимание председателя ЦБ РФ к ключевой ставке, вернее, её активная публичность (за одну неделю сразу несколько выступлений подряд с громкими заявлениями) связана с тем, что ровно через 2 недели ключевая может быть изменена. Как уверено большинство, в сторону повышения с текущих 7,5% годовых.
И вроде бы событие преподносится как благо: по депозитам–то ставки растут. Но если посмотреть с другой стороны — их доходность второй год подряд не компенсирует инфляционные потери, а ещё и налог на процентный доход ввели. А вот то, что с низкими ставками по кредитам придётся попрощаться, сомнений не вызывает. Плата же за них будет перенесена в цену товара.
Инвесторы всегда пытаются уловить во взгляде, брошках и фразах главы ЦБ РФ тайные сигналы: одно её слово может разогнать фондовые рынки то вверх, то вниз. Но угадывают не всегда. В реальности отдалённым от регулятора банкам не остаётся ничего иного, как по надуманным сигналам прогнозировать, на каких условиях сегодня выдавать кредиты или соглашаться приобретать гособлигации.
В каждом календарном году совет директоров регулятора заседает 8 раз. В 2021–м самый широкий шаг составил 1 процентный пункт. За семь заседаний текущего года ставку подняли на 3,25 п. п., то есть, если усреднять, — по 0,46 п. п. Такими темпами, чтобы нарушить свои обещания, до двузначного значения осталось 5,5 заседания, учитывая и предстоящее. Значит, что–то должно произойти уже к июлю.
Инфляция меж тем продолжает галопировать. Чиновники увещевают, что недельный рост на 0,46% в конце ноября и 8,38% в годовом выражении — это не страшно, переживали и не такие темпы. К тому же найден виноватый — нелояльное население, не желающее отдыхать в России. На резкий рост инфляции, как оказалось (цитата по Росстату), повлиял спрос на путёвки в Турцию. Про влияние ставок по кредитам на цены на картошку с яблоками, видимо, пока говорить рано.