Первый снегопад сезона сразу же стал испытанием для петербуржцев и коммунальных служб. "ДП" вместе с экспертами разобрался, почему город оказался не готов к уборке снега, кто в этом виноват и какие выводы стоит сделать Смольному.
Снежный шторм "Бенедикт" обрушился на центральную Россию 30 ноября. Коммунальщики, надо отдать им должное, начали готовиться заранее и вывели в ночь на улицы города 965 единиц техники и 460 дворников. К утру было запланировано усиление — 1150 работников ручной уборки и 1100 единиц техники.
Но все эти усилия остались незамеченными жителями города, так как не принесли никаких результатов. Петербург на два дня плотно встал в пробках. Пробраться к автобусам и трамваям пассажирам пришлось через сугробы.
Максимально критическая ситуация сложилась на Московском шоссе в районе посёлка Шушары. Люди стояли в машинах и общественном транспорте по 5 часов. Водители автобусов высаживали пассажиров и те шли пешком. Не улучшилась ситуация и на следующий день. Дорожную ситуацию усложнили застрявшие в снегу фуры, которые мешали уборке.
Дошло до того, что МЧС пришлось выставлять на трассе пункты обогрева. Комитет по благоустройству был вынужден через Национальную ассоциацию грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" обращаться к дальнобойщикам с просьбой не ехать на Московское шоссе и освободить его на время уборки. Снегоуборочные машины работали в сопровождении патрулей ДПС, а прокуратура начала проверку.
Почему это снова происходит
У плачевной ситуации с уборкой снега в Петербурге есть объективные причины и есть субъективные, объяснила "ДП" руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова.
"Снегопад в Петербурге действительно был интенсивным. Большое количество осадков за короткий промежуток — всегда испытание для дорожных служб. Такое бывает не часто и, безусловно, для устранения последствий в этом случае требуется больше времени. Во время снегопада всегда будут пробки и на дороге будет скапливаться снег", — говорит представитель профильной ассоциации.
Эксперты определяют эффективность работы дорожных служб по скорости устранения последствий снегопада.
"После снегопада улицы разных категорий должны быть убраны в течение 4–6 часов. Это значит, что проезжая часть должна быть прометена и снег сформирован в валы возле бордюров. На вывоз этих валов у дорожных служб, по национальному стандарту (ГОСТ Р 50597-2017 — прим. "ДП"), есть от 7 до 12 дней. Но каждый город может ужесточать свои требования", — отмечает Анна Климентова.
Так, в Москве, по её словам, МКАД и центральные улицы убирают за 2 часа, а вывозят снег в течение 7 часов. "Устранять последствия такого снегопада быстро — достаточно реально", — констатирует эксперт.
Почему в Петербурге этого не происходит? Анна Климентова приводит следующие цифры: в городе около 50 млн м2 площадей, которые нужно чистить: чуть более 38 млн — это дороги и 15 млн — площадь тротуаров (в комитете по благоустройству приводили цифру в 60 млн м2 — прим. "ДП"). В Москве — в 2 раза больше. Но Москву убирают 10,5 тыс. единиц техники и 55 тыс. человек. А в Петербурге, по последним данным, — всего тысяча машин и 1180 работников. В то время как для города нужно приблизительно 3,5–4 тыс. единиц техники и, соответственно, около 20 тыс. работников.
Комбинированная дорожная машина, которая распределяет реагенты и расчищает снег, стоит 8–10 млн рублей. А нужны ещё и КамАЗы, лаповые погрузчики, это стоит от 5 до 10 млн рублей.
"Конечно, городу сложно найти деньги на ещё 3,5 тыс. техники одномоментно, — признаёт Анна Климентова. К тому же закупить много машин на любые погодные условия и держать их на балансе может себе позволить Москва, но другие города, скорее всего, нет.
Поэтому можно закупать не технику, а подвесное оборудование, и заключать договоры аренды со строителями или ещё с кем-то, у кого есть спецтехника. В случае залпового снегопада строители передают трактор или КамАЗ, в течение часа на него навешивается оборудование и появляется дополнительная техника.
К слову, комитет по благоустройству задействовал и этот способ, правда, количество заимствованной техники там не уточняли. По данным издания "Бумага", в распоряжении города находится более 3 тыс. единиц техники, включая 680 привлечённых грузовиков и 700 единиц техники для уборки дворов, но выводить её всю одновременно на улицы не планируется. Последний раз новые машины для уборки закупали в 2019 году.
Снег в большом городе
Впрочем, нехватка техники и других ресурсов — это не единственная проблема Петербурга. Есть и другие факторы, которые затрудняют оперативную уборку снега. Например, особенности застройки и системы благоустройства.
"В Петербурге ввиду исторической застройки узкие улицы и тротуары и снег зачастую некуда убрать. Если бы было больше техники, эта гору снега ночью бы увезли. Но так как техники не хватает, то горы снега лежат на обочинах", — объясняет Анна Климентова.
Кроме того, на тротуарах нередко чуть ли не посередине установлены рекламные щиты, фонари, дорожные знаки и другие конструкции.
"Тротуары можно было бы, закупив малогабаритную технику, убрать за час, но вы этого сделать не можете, потому что техника не проедет. И приходится нанимать 30 дворников, которые будут неделю ковырять 3 м2 снега", — продолжает собеседница "ДП".
Есть у города и свои особенности в распределении ответственности за уборку: в Петербурге 18 районов, и в каждом — свой подрядчик со своей техникой. Для сравнения в Москве есть ГБУ "Автомобильные дороги", которое принадлежит городу и отвечает за всю уборку. Там нет текучки кадров, работают сотрудники с многолетним опытом, закупка противогололёдных материалов тоже осуществляется централизованно на весь город.
"У вас каждый подрядчик делает это сам. При такой схеме страдают эффективность и возможность оперативно реагировать и перераспределять ресурсы. Практика показывает, что в тех городах, где ГБУ развалились и подрядчиков стали выбирать по конкурсу, качество уборки страдает", — добавляет Анна Климентова.
Третий момент — это противогололёдные материалы. В Москве используют 4 вида реагентов с разным составом. Их выбирают в зависимости от температуры и количества осадков. В Петербурге — это песок и с этого года снова соль. А соль по оценкам специалистов, не самый эффективный реагент.
"Дворник-шеринг": выход или уловка
О залповых снегопадах в Смольном начали говорить ещё две недели назад, когда вице-губернатор Анатолий Повелий предложил "дворник-шеринг".
По мнению руководителя аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, идея "дворник-шеринга" — вполне себе выход. За рубежом, в США и Канаде, обязанность убирать тротуары и дворы лежит на жителях, рассказывает Анна Климентова. В многоэтажных домах либо нанимают дворника, который убирает, либо устраивают дежурства.
Однако петербуржцы такие идеи традиционно воспринимают критически — как попытку чиновников снять с себя ответственность.
"Убирать снег во дворах должны соответствующие структуры, которые имеют определённое финансирование. И перекладывать на людей эту работу некорректно. Но у чиновников теперь будет отговорка: мы вам предложили, а вы даже за деньги не хотите прибираться у своего дома, в своём дворе, на своей улице", — комментирует идею Смольного доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Александр Конфисахор.
По его мнению, та цена, которую предлагают чиновники — 150 рублей в час, выглядит как издевательство. По данным на 1 декабря, предложением заинтересовались только три десятка жителей города с пятимиллионным населением.
На дефицит дворников влияет и кризис миграции. По данным Анны Климентовой, количество доступной рабочей силы снизилось процентов на 40%. В столице власти вели переговоры с миграционным отделом и Минздравом, и им удалось привезти несколько сотен человек из соседних государств.
Отраслевые эксперты полагают, что условия труда и квалификацию в этой сфере нужно повышать.
"Уборка в условиях современного города — это уже не "пришёл, лопатой помахал". Нужно предугадать, рассчитать, сориентироваться. В кабине КДМ сейчас столько всяких кнопок, столько систем управления. Человек, который приходит на низкую зарплату, иногда просто не в состоянии разобраться", — отмечает руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
По её мнению, нужно давать дворникам квартиры, как раньше, повышать зарплаты. Это государственная проблема, но каждый город имеет право искать решения, отмечает Анна Климентова.
Молчание Смольного
Если работать городские коммунальщики хотя бы пытаются, имея те ресурсы, которые у них есть, то разговаривать с населением и объяснять свои действия городские власти так и не научились.
А ведь зимняя погода — важный игрок на политической карте Северной столицы. Снегопад фактически положил конец губернаторству Валентины Матвиенко. И чуть не поссорил со всем городом Игоря Албина, который посоветовал не ждать "доброго дядю" и убирать снег самим. А к Александру Беглову снежная зима 2019-го навечно приклеила мем с лопатой. Повезло, пожалуй, только Георгию Полтавченко, да и тот признавался, что перестал любить зиму после своего назначения.
За два дня небывалого транспортного коллапса на Московском шоссе, из-за которого пришлось менять автобусные маршруты, ни губернатор, ни профильный вице-губернатор, ни главы ответственных комитетов не сделали ни одного публичного заявления, чтобы успокоить горожан и прояснить ситуацию.
Основной огонь на себя приняли врио главы Пушкинского района Вера Семёнова и заместитель главы комитета по благоустройству Егор Пащенко. Впрочем их попытки оказались довольно неуклюжими. Заявление районной администрации о том, что ситуацию удалось нормализовать "благодаря принятым мерам", вызвало шквал критики от людей, которые продолжали стоять в пробке. А попытка Комблага переложить ответственность за плохую уборку дорог на "Деловые Линии" позже обернулась объявлением благодарности компании за помощь. Извинений, к слову, не последовало.
"Кто отдувается, с тех и спрашивают. Естественно, такую ответственность не хотят брать на себя чиновники более высокого ранга. На самом деле, а что они могут сказать? Они просто не справились со своей работой и понимают, что сказать практически нечего", — оценил позицию Смольного политолог Александр Конфисахор.
Отставок не будет
Разгневанные петербуржцы в комментариях на персональных страницах чиновников и в пабликах ведомств требуют немедленных кадровых решений. Но отставки вряд ли последуют, учитывая, что всё руководство коммунального блока в городе сменили всего за пару недель до снегопада.
"Это не первая зима, когда Петербургу приходится сталкиваться с таким обилием снега. Я хорошо помню 2019 год, который, казалось, навсегда погубит господина Беглова, тогда ещё исполняющего обязанности губернатора. Многие думали, что он не сможет выиграть выборы. Но ничего подобного, он стал губернатором с достаточно уверенным результатом", — напомнила заведующая кафедрой социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, доктор политических наук Инна Ветренко.
Такого рода события не влияют на политические решения в регионе, констатирует политолог.
"Мы знаем, что чиновников достаточно редко снимают, потому что у них свои правила игры, правила взаимоотношений. И если ситуация не переходит какую-то критическую черту, какую-то грань, которую только они могут себе представить, то ничего и не будет. Чиновники живут в своём мире и ездят по расчищенным улицами с зашторенными окнами", — солидарен с коллегой Александр Конфисахор.