Безусловно, эпидемическая ситуация — один из центральных факторов неэкономического характера 2020 года. Он и сегодня продолжает оставаться драйвером рынка жилого строительства. Многим, в том числе сфере продаж в этом сегменте, пришлось быстро перестраиваться на работу в удалённом режиме и адаптироваться под новые условия.
В один клик
Главным трендом стал переход застройщиков к тотальной цифровизации и дистанционным коммуникации и платежам. Решение назревало давно, но финальный толчок к внедрению этого инструмента дала именно пандемия. "Отрасль совершила внезапный IT-скачок. Произошла практически 100%-я цифровизация процесса продаж жилой недвижимости, что позволило девелоперам не потерять прибыль при пандемии. Такая переориентация на онлайн была вынужденной мерой в условиях внезапного локдауна, и, возможно, переход случился бы не скоро, если бы не эти обстоятельства. В итоге сегодня практически все крупные и прогрессивные застройщики продолжают активно использовать электронный формат продажи жилья", — отмечает гендиректор "Мегалит-Охта Групп" Александр Брега.
"Один из маркетинговых приёмов девелоперов — онлайн-просмотры квартир. Однако этот инструмент не всегда показателен, потому что в полной степени не отражает состояние объекта и, конечно, вживую некоторые проекты выглядят на порядок лучше", — считает директор департамента жилой недвижимости Colliers Елизавета Конвей.
Читайте также:
Рейтинги ДП
ТОП-100 — 2021
Тем не менее популярность удалённого формата связана не только с ограничениями из-за пандемии, ведь онлайн-формат удобен и региональным покупателям, и петербуржцам, которые хотят сэкономить своё время. Девелоперы планируют развивать этот канал и дальше. "За прошедший год практика дистанционной покупки квартиры стала привычной для покупателей. Число таких сделок постоянно растёт, и тренд на них в последующие годы продолжит набирать популярность, поэтому и наша компания продолжит развивать онлайн-сервисы", — комментируют в пресс-службе Setl Group.
Расширяя горизонты
Прошлый год заставил игроков рынка пересмотреть и планирование работы — как внешнее, так и внутреннее. "Если говорить об изменениях в стратегии менеджмента, то самое важное и актуальное — переход к формату работы в стиле Agile. Есть определённый план работы, но внешние обстоятельства всё время меняются. Приходится постоянно подстраиваться под новые вызовы, вносить корректировки. Это про гибкость решений в современных меняющихся условиях и лёгкое отношение к таким переменам", — говорит Александр Брега.
Помимо внедрения новых менеджерских инструментов некоторые девелоперы решили расширить спектр оказываемых услуг. В связи с развитием внутреннего туризма, например, "Группа ЛСР" увидела потенциал отельного бизнеса России. "Ещё в прошлом году было принято решение о приобретении старейшей гостиницы Сочи "Приморская" для реставрации и перестройки. В рамках развития данного направления были куплены пансионат "Кристалл" и санаторий "Волна" в Сочи, а также санаторий "Сестрорецкий курорт" в Петербурге. В остальном ЛСР продолжала следовать сложившейся чёткой стратегии: пополнение земельного банка отличными и качественными участками и реализация проектов по системе "всё включено", — рассказал управляющий директор компании Игорь Цой.
Развитие вторичных продаж стало настоящим трендом года. Этой стратегии последовало большинство крупных игроков. Осваивать новые рынки и маневрировать с каналами продаж — впервые девелоперам выпала возможность так экспериментировать.
"Задача, которую мы ставили перед собой, — развитие вторичных продаж, речь пока идёт только о продажах квартир в наших комплексах — это большой рынок, и в планах расширить набор своих услуг в соответствии с запросами жителей. Мы не выступаем посредником, а сами выкупаем квартиры и берём на себя оформление сделки, предлагая квартиры большей площади с использованием механизма trade-in. Кроме того, мы изменили подход к работе с коммерческими объектами в своих комплексах, сместив фокус с продажи на аренду", — поясняет гендиректор "Главстрой Санкт-Петербург" Александр Лелин.
Нарастить и отпустить
Не считая поиска новых направлений для наращивания продаж, в 2021 году компании активно занимались пополнением земельного банка — без которого, собственно, невозможно функционирование строительного бизнеса.
"Мы сделали упор на приобретение небольших участков с уже имеющимися разрешениями на строительство. В такой стратегии есть плюсы не только для компании, которая может относительно быстро начинать строительство и выводить проекты в продажу, вместо того чтобы тратить пару лет на оформление документации, но и для клиентов, которые имеют больший выбор вариантов в разных локациях на старте продаж", — добавляет Игорь Цой.
Ещё один фактор — меры поддержки отрасли, прежде всего льготная ипотека. Она стала драйвером развития и помогла развеять опасения клиентов. "Мы с первых месяцев применения льготной ипотеки приняли решение пойти дальше и стали предлагать клиентам дополнительные и альтернативные ипотечные продукты, включая субсидированные застройщиком ставки от 0,01%. Это позволило нарастить объёмы реализации и успешно продолжать активное развитие", — отмечает руководитель аналитического центра ГК "ФСК" в Петербурге Юлия Голубева.
К слову, в "Главстрое" доля ипотечных сделок с жильём традиционно составляла порядка 60–65%, а после старта льготной ипотечной программы по итогам 2020 года достигла 74%, в 2021-м — 80%.